The Art Newspaper Russia
Поиск

От дома — к музею

Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательской работы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?

В декабре 2014 года дом архитектора Константина Мельникова открыл свои двери для широкой публики. Став филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, за короткое время этот дом превратился в одну из самых интригующих московских достопримечательностей. Первые результаты его исследований, проведенных за три года сотрудниками Музея архитектуры, представил в книге «Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей» Павел Кузнецов, возглавивший работу по созданию Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. Книга раскрывает подробности строительства здания и его судьбу на протяжении всего XX века. Новые, ранее неизвестные или недоступные исторические сведения — безусловная ценность издания, но то, как эта информация представлена, вызовет удивление и разочарует даже самого неискушенного читателя.

Внешне напоминающее каталог к выставке благодаря достойному дизайну и большому количеству цветных иллюстраций (в том числе современных фотографий Дениса Есакова), эта книга на поверку оказывается чем-то средним между диссертацией, описанием архивных документов и отчетом о проделанной работе.

Сходство с диссертацией чисто внешнее. Обязательное наличие ссылок, вводная часть, так называемая степень научной разработанности (глава «Дом и его исследователи»), скупое описание фактических данных (глава «Строительство дома (1927–1929)») и очень сухая подача материала входят в противоречие с отсутствием сформулированной научной проблемы, гипотезы автора и методологии исследования. Объем текста не сильно превышает количество иллюстраций, что снижает градус научного пафоса.

Интригующий сюжет с эскизами ранее неизвестных проектов первого архитектора-конструктивиста, возникший во введении, представлен в книге тремя набросками фасадов Главснаба и двумя абзацами текста описательного характера, что приводит в недоумение. Казалось бы, открытие должно вызвать исследовательский интерес, но никаких подробностей читателям не дают.

Новые, достаточно занимательные, но чаще всего специальные сведения (измерительные данные, чертежи, финансовая отчетность на всех этапах строительства, юридические и страховые подробности) даны в качестве цитат из документов, выстроенных в хронологической последовательности. Многие цитаты избыточны.

В завершающей части приведено описание нынешнего состояния дома Мельникова, а также представлен подробный отчет обо всех этапах внутренних и внешних трансформаций, которые здание претерпело, превращаясь из жилого пространства в музей. Как и предыдущие, этот раздел лаконичен. Остается загадкой, каким образом эта информация может изменить наш взгляд на знаменитый дом Мельникова, расширить наши представления об одном из шедевров архитектурного авангарда. К сожалению, за бесконечным цитированием, списками, цифрами и отчетами о проделанной работе не видно ни самого зодчего, ни жилого дома, ни «шедевра авангарда».

Материалы по теме
Просмотры: 2252
Популярные материалы
1
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
2
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
3
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
4
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
5
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
6
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru