The Art Newspaper Russia
Поиск

Ротшильды: не только богатые, но и щедрые

История Ротшильдов как полтора столетия щедрости: новый трехтомник описывает захватывающие отношения с искусством знаменитой банкирской династии

Семья Ротшильдов вышла из узкого мирка еврейского квартала во Франкфурте и превратилась в главных мировых банкиров XIX века. Вслед за сменой статуса последовали вложения в искусство — заявка на появление новой европейской династии.

Джеймс де Ротшильд (1792–1868), основатель ее французской ветви, участвовал в модернизации Франции, помогая делать Париж финансовой столицей Европы. Четыре его брата основали филиалы семейного бизнеса во Франкфурте, Лондоне, Вене и Неаполе, но лишь Джеймс — образец характерного для Ротшильдов сочетания коллекционера, филантропа и благотворителя, описанного в книге Les Rothschild: une Dynastie de Mécènes en France, 1873–2016 («Ротшильды: династия меценатов во Франции, 1873–2016»).

В этом трехтомном исследовании, составленном под руководством Полин Прево-Марсиласи, группа ученых проанализировала значение 20 тыс. произведений искусства (картины, рукописи, книги, археологические памятники), подаренных Ротшильдами с 1873 по 2006 год более чем 200 французским институциям, вплоть до пожертвования Эли Ротшильда (в 1980 году он передал в Центр Жоржа Помпиду работу Иоланды Фиевр (1961) «Праздник для забытья»). Щедрые дары семьи получали Лувр и Национальная библиотека — свидетельство желания Ротшильдов отождествлять себя, как выразился сын Джеймса Альфонс, с «нацией, к которой я имею счастье принадлежать».

Ротшильды были важной силой в создании региональных музеев и развитии просвещения в сфере искусства. Причем женщины семейства не отставали от мужчин, становясь крупными коллекционерами и филантропами — от Шарлотты (1825–1899) до Аликс (1911–1987) и Беатрис Розенберг, дочери французского банкира и мецената Алена де Ротшильда. В частности, в 1890 году Шарлотта передала в дар Музею Клюни уникальную коллекцию еврейских предметов религиозного назначения.

Беспрецедентная щедрость четырех поколений семьи принимала разные формы: подарки, создание коллекций, денежные пожертвования для улаживания налоговых споров, завещания, заказы государственным учреждениям, помощь в покупке произведений, финансирование археологических раскопок, а также поддержка приобретения Лувром новых экспонатов.

Архив Ротшильдов в Лондоне и Национальный архив в Париже — главные источники перечней, писем, фотографий и прочих документов, рассматриваемых в трехтомнике наряду с произведениями искусства. Каждый раздел посвящен одному из Ротшильдов, его коллекции и благотворительной деятельности; начинается с краткой биографии, за которой следуют очерки, написанные специалистами. В них раскрывается не только личность и особенности представителей знаменитой династии, но и специфика арт-рынка их эпохи, а также личности дилеров, на коих они полагались.

Один из томов посвящен Эдмону (1845–1934), сыну Джеймса де Ротшильда, самому эрудированному и авторитетному из всех Ротшильдов-коллекционеров, чьи пожертвования преобразили национальные собрания еще при его жизни. Четырнадцать очерков здесь посвящены так называемому Музею гравюры (Musée de la gravure) в Лувре: его формированию, содержанию, богатствам и устройству.

Брат Эдмона Альфонс (1827–1905) в первых двух томах предстает перед нами совсем иной личностью. Общественный деятель и финансист, унаследовавший от брата французскую банковскую империю Ротшильдов, он, благодаря браку с двоюродной сестрой Леонорой, сохранил тесные связи с английской ветвью семьи. Альфонс показан здесь как покровитель современного искусства, ныне находящегося в региональных музеях Франции. Его считают меценатом Камиллы Клодель и спонсором публичных выставок; он стал образцом для частных коллекционеров благодаря участию в общественной жизни в эпоху ярко выраженного антисемитизма, вылившегося в «дело Дрейфуса» (1894).

Коллекция из примерно 1,5 тыс. работ европейских ювелиров, собранная Адольфом Карлом фон Ротшильдом (1823–1900) и переданная им по завещанию Лувру и Клюни, подробно изучена Филиппом Мальгуайром и Элизабет Антуан-Кениг. «Самыми лучшими и ценными» Адольф считал восхитительные изделия из самшитового дерева с миниатюрной резьбой. «Они хранились отдельно от других его коллекций в курительной комнате парижского дома».

Коллекционерский вкус Адольфа был близок его английскому кузену Фердинанду (1839–1898), чье наследие в 1897 году поступило в Британский музей. Братья отождествляли себя с меценатами эпохи Возрождения, считая филантропию способом вхождения в жизнь стран, гражданство которых они приняли. Забота Ротшильдов о том, чтобы их частные коллекции влились в национальную историю и служили просвещению общества, лейтмотивом звучит в каждом из трех томов.

 

Pauline Prévost-Marcilhacy, Marc Bascou, Marianne Grivel, Isabelle Le Masne de Chermont and Pascal Torres. Les Rothschild: une Dynastie de Mécènes en France, 1873–2016. Somogy Editions d’Art. В 3-х тт. 1112 с. €290 (твердая обложка, в футляре). На французском языке

Просмотры: 1418
Популярные материалы
1
Музеи не хотят становиться «сферой услуг»
Союз музеев России против приравнивания их деятельности к оказанию услуг по организации отдыха и развлечений. Соответствующее заявление — ответ на действующие законы и законодательные инициативы.
21 ноября 2017
2
В Хорватии найдена могила музы Эгона Шиле Валли Нойциль
Место захоронения превратят в памятник юной модели и возлюбленной художника. «Портрет Валли» известен как «австрийская „Мона Лиза“» и в свое время стал причиной длительного судебного разбирательства.
22 ноября 2017
3
Коллекционер Долорес Томас Сильвестре подарила России 58 картин
Основательница испанского Фонда Сурикова передала в Музейный фонд Российской Федерации произведения художников XX века.
23 ноября 2017
4
Александра Шатских: «Половина публики стоит перед „Черным квадратом“ и думает, что ее дурачат»
Куратор выставки «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“» в павильоне «Рабочий и колхозница» рассказала TANR, где у супрематиста искать импрессионизм и диалог с Рембрандтом.
23 ноября 2017
5
Christie’s объявил о начале предаукционного тура коллекции Рокфеллеров
Торги обещают стать крупнейшим событием в аукционной истории, а выручка будет направлена на поддержку десяти благотворительных организаций.
21 ноября 2017
6
Азиатские коллекционеры сделали кассу Christie’s и Sotheby’s
Завершилась неделя аукционов импрессионизма, модернизма и современного искусства в Нью-Йорке. Вспоминаем самые важные продажи этой серии торгов, помимо рекорда в $450,3 млн за картину Леонардо да Винчи.
21 ноября 2017
7
Первый шедевр Гауди в Барселоне открылся для посетителей
Дом, построенный архитектором по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса, открылся после реставрации. Проект профинансировал андоррский банк MoraBanc, который приобрел здание три года назад.
20 ноября 2017
8
Дом Рубенса в Антверпене раскрывает секрет шедевра Тициана из частной коллекции
Несколько веков портрет загадочной молодой женщины и маленькой девочки скрывался под изображением «Святого Тобиаса и ангела», написанным поверх него сразу после смерти художника.
23 ноября 2017
9
Коллекционер Георгий Апазидис: «Зверев был по-библейски незащищенным человеком»
Об Анатолии Звереве и коллекционировании икон с TANR поговорил Георгий Апазидис, сын Димитрия Апазидиса, коллекционера работ Зверева и друга Георгия Костаки.
21 ноября 2017
10
О призраках, рыцарях, театре и политике
О новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной «готическому вкусу» и императору Павлу I, рассказал ее куратор Сергей Хачатуров.
20 ноября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru