18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В голубом просторе Аркадия Рылова: 100 работ классика пейзажа

№55
Материал из газеты

Государственный Русский музей решил напомнить о мастере большой выставкой

Большой монографический показ русского и советского пейзажиста, имя которого подзабылось, составлен из 100 картин и рисунков из 10 музеев и частных собраний. В советское время каждый пионер знал картину Аркадия Рылова «В.И.Ленин в Разливе в 1917 году»: на фоне зловещего багрового заката вождь революции шагает по скошенной им траве в ожидании гонца из Петрограда. Более образованная публика наслаждалась картинами «Зеленый шум» и «В голубом просторе». Последняя создана в 1918 году. Дикие гуси, заснеженные скалы и старинный парусник, наверное, выглядели попыткой успешного художника Рылова угадать свою дальнейшую судьбу в новых, послереволюционных реалиях.

А как все славно начиналось! Юный вятский мещанин, поддержанный отчимом, приехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Но быстро понял, что барки на Волге и пейзажи с елочками занимают его гораздо больше, чем черчение. «Да вы музыкант!» — заметит по этому поводу Константин Крыжицкий, учитель Рылова.

В 1894 году пейзажист Архип Куинджи пригласил молодого художника в свою мастерскую. Но для диплома Рылов написал картину на тему «Набег печенегов на славянскую деревню». Илья Репин был в восторге. Началась и всероссийская слава: картины Рылова покупает Павел Третьяков, Сергей Дягилев постоянно приглашает его на выставки объединения «Мир искусства», а однокашник Николай Рерих предоставил молодому таланту пост руководителя класса рисования животных в Обществе поощрения художеств. В Воронежской губернии Рылов по собственному проекту построил мастерскую в стиле russe, а в петербургской квартире выращивал березы, сосны и папоротники.

В 1915 году Рылов стал академиком живописи. В революционном 1918-м получил персональную мастерскую во Вхутемасе, несколько лет преподавал рисование в Военно-морском училище. Но в любой удобный момент старался выехать в окрестности Ленинграда или в новгородскую глубинку, чтобы написать «Осень на реке Тосне» или «Река Пчёвжа. Сумерки».

В 1932 году создание единого и единственного Союза художников не оставляет Рылову выбора: он вступает в него.

Дальше — «Ленин на пасеке», акварель «Москва» с Кремлем на фоне так и не построенного иофановского Дворца Советов и иллюстрации к сказкам Виталия Бианки. Но и от идейной картины «Трактор на лесных работах» глаз не оторвать, так хороши ели в снегах.

Государственный Русский музей
Аркадий Рылов (1870–1939)
16 августа – 30 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+