18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом по проекту Жана Пруве соберут в Петербурге

В сентябре возле Центрального выставочного зала «Манеж» в Санкт-Петербурге появится дом, созданный по проекту одного из главных идеологов дизайна и архитектуры ХХ века Жана Пруве. Внутри постройки воссоздадут интерьер эпохи инженера

Площадь у заднего фасада петербургского Центрального выставочного зала «Манеж» все чаще становится пространством для показа искусства. С 5 сентября по 1 октября здесь будет демонстрироваться «Модель 6х9» — дом-конструктор, придуманный французским архитектором и дизайнером Жаном Пруве в 1944–1945 годах.

Имя Жана Пруве известно гораздо меньше, чем Ле Корбюзье, вместе с которым он работал в начале 1930-х годов. Уроженец Нанси, Пруве начинал как кузнец и затем получил специальность инженера. Он предпочитал называть себя «конструктором», а не архитектором и создавал мебель и светильники, но стал известен именно проектами разборных домов и сейчас считается одним из самых талантливых конструкторов ХХ века. Пруве в числе первых подошел к проектированию индивидуального жилища с точки зрения промышленного дизайна. По его собственным словам, дома надо проектировать точно так же, как автомобили.

Еще в 1939 году Жан Пруве разработал военный барак, который был сделан из велосипедных рам, выпускавшихся в оккупированной Франции, и собирался за три часа. Во время войны Пруве был участником Сопротивления и носил подпольную кличку Слесарь, а в первые послевоенные годы был избран мэром Нанси. Дом-конструктор «Модель 6х9» придуман им в 1944–1945 годах как павильон для временного проживания людей, чье жилище пострадало от бомбардировок. Выполняя заказ французского министра по вопросам реконструкции Рауля Дотри, Пруве поставил в пригороде Нанси Максевиле около 300 таких домов.

Конструкцию из деревянных панелей на металлическом каркасе можно собрать без помощи строительной техники: размер деталей не превышал 4 м, а вес — 100 кг. С 1947 по 1953 год в Максевиле существовала фабрика Жана Пруве, где производились части домов для повседневной жизни. В 1950-е годы были созданы сборные металлические дома трех типов для французских колоний в Африке. В 2007 году один из таких «тропических домов» был продан на аукционе Christie’s за $5 млн.

Идея простых в эксплуатации сборных жилищ, которыми занимался Пруве, особенно актуальна в последние годы, отмеченные глобальной политической и экономической миграцией. Эта идея была главной темой венецианской Архитектурной биеннале 2016 года и кураторского проекта Алехандро Аравены. В Петербурге будет демонстрироваться один из немногих сохранившихся оригинальных домов Пруве, который сейчас обладает статусом несомненного памятника промышленного дизайна середины ХХ века.

Дом-конструктор будет наполнен мебелью и предметами интерьера по проектам Жана Пруве, которые производятся в наши дни немецкой фабрикой Vitra. Внутри будет воссоздан рабочий интерьер середины ХХ века. Разборный дом простоит на площади около месяца, за это время объект соберет вокруг себя большую и интересную образовательную программу с участием петербургских урбанистов, архитекторов и студентов архитектурных вузов, дизайнеров.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+