The Art Newspaper Russia
Поиск

Женское начало в искусстве семидесятых

В Музее современного искусства Фонда Людвига в Вене проходит выставка о второй волне феминизма в искусстве

На 1970-е пришлась вторая волна феминизма в искусстве. В отличие от первой, сосредоточенной на завоевании избирательного права и борьбе за равенство полов, вторая проводила тотальную ревизию понятий сексуальности, семьи, репродуктивных прав и сексуального насилия. «Личное — это политическое» — заголовок вышедшей в 1970 году статьи участницы радикальной феминистской группы «Красные чулки» Кэрол Ханиш стал лозунгом времени. Социальные перемены не могли не затронуть и искусство: художницы активно пересматривали свое место в арт-сообществе, критиковали художественные институции за отсутствие женских работ в экспозициях, искали новые формы искусства, где пока еще не доминировали мужчины. Собственно, об этом и выставка в венском MUMOK.

Многие художницы тогда работали в фотографии, видео и перформансе. Американка Синди Шерман исследовала собственную идентичность и представления о женском в массовой культуре через перевоплощения и фотографию, француженка Орлан превратила в произведение искусства собственное тело, а Марта Рослер, еще одна американка, в своем видео «Семиотика кухни» (1975) пародировала кулинарные шоу для «степфордских жен». По закону жанра любой пересмотр ценностей не может обойтись без провокаций — за них на выставке отвечают американка Линда Бенглис, в 1974 году снявшаяся обнаженной с огромным дилдо, и австрийская феминистка Вали Экспорт, ходившая по улицам, предлагая всем желающим потрогать ее грудь через отверстия в картонной коробке («Тактильное кино»).

Выставка сформирована на основе корпоративного собрания компании Verbund AG. Директор коллекции Габриеле Шор выступила в роли одного из кураторов выставки, со стороны же музея за нее отвечает Ева Бадура-Тришка. Работы художниц, которых Габриеле Шор окрестила «феминистским авангардом», в экспозиции поделили на четыре секции по главным темам: преодоление предписанной женщине роли матери, домохозяйки и жены, ролевые игры, нормативность красоты и женская сексуальность. Всего в выставке участвует около 300 работ почти 50 художниц.

Музей современного искусства (МUMOK)
Женщина. Феминистский авангард 1970-х. Из коллекции Verbund
До 3 сентября

Просмотры: 2108
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru