18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Церковь Преображения Господня в Кижах реставрируют за полмиллиарда рублей

Многолетняя реставрация церкви Преображения Господня, которая в составе ансамбля Кижского погоста входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, завершится в 2019 году

Реставрировать одну из доминант ансамбля Кижского погоста — 22-главую церковь Преображения Господня — начали через век после ее постройки в 1714 году, и с тех пор, как водится на памятниках древних и хрупких, этот процесс стал беспрерывным. Начатые в 2000-х годах реставрационные и консервационные работы в Кижах идут своим чередом и не выбиваются из графика, заявленного еще пять лет назад прежним руководством музея-заповедника. Нынешнее на совещании в Министерстве культуры РФ подтвердило, что объекты планируется сдать в 2020 году, к 100-летию образования Республики Карелия, а церковь будет готова годом раньше и там возобновят богослужения.

В свое время метод ее реставрации — так называемый лифтинг, при котором памятник делится на ярусы, последовательно реставрируется снизу вверх и, по сути, остается на месте, расколол профессиональное сообщество. Противники лифтинга ратовали за раскатку, то есть полный разбор памятника. Директор музея-заповедника Елена Богданова рассказала, что в ЮНЕСКО выбранный метод, который в итоге позволит сохранить более 70% исторических элементов (а 37-метровая церковь состоит из 3 тысяч бревен и сотни тысяч элементов), одобрили.

В настоящее время реставрационные работы завершены более чем наполовину: собраны с седьмого по четвертый технологические пояса, третий после восстановления вернулся на погост и у церкви появился фундамент для ее укрепления. Общая стоимость работ составляет 457,1 млн руб., с 2004 по 2016 год было освоено 293,6 млн руб.

Также решается вопрос о реставрации сохранившихся и воссоздании утраченных элементов храмового иконостаса, который был разобран четверть века назад. Он считается одним из наиболее полных иконостасных комплексов Русского Севера: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются последней третью XVII века, остальные 103 иконы относятся ко второй половине XVIII века. По предварительной оценке, на их реставрацию потребуется немногим более 160 млн руб.

Вскоре после демонтажа иконостаса в храме появился металлический каркас для предохранения от дальнейшей деформации. Сейчас он используется при реставрации для так называемого вывешивания сруба и после окончания всех работ будет демонтирован. Но на этом процесс не остановится, следующая задача, которую предстоит решить в течение максимум 30 лет, — это обшивка церкви деревом для защиты сруба от климатических воздействий.

Параллельно с реставрацией в музее-заповеднике развивают инфраструктуру: прокладывают коммуникации, строят дороги и обустраивают туристический комплекс за пределами зоны охраны. Гостиница разместится в том числе в одном из самых старых домов Кижей, в так называемом доме Серова — деревянной постройке 1874 года, а дом Мошниковой начала ХХ века станет музеем и получит название «Дом природы».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+