18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Найденные на Биржевой площади артефакты музеефицируют

Археологические находки, обнаруженные во время реализации программы «Моя улица», планируют передать Музею Москвы и показать на выставке. Решение о музеефикации фрагментов усадеб XIV–XV веков и фундамента Благовещенской церкви пока не принято

На раскопках на пересечении Ильинки с Богоявленским переулком, где ранее в составе московского посада находился Ильинский крестец (то есть перекресток), а позднее появилась Биржевая площадь, археологи обнаружили предметы быта горожан XII–XVIII веков, усадьбы XIV–XV веков и части фундамента Благовещенской церкви 1566 года постройки. Среди находок — ремесленные инструменты, нательные кресты, элементы стеклянных браслетов и прочих украшений, фрагменты керамических изделий, монеты. Эти и другие предметы, найденные в ходе работ по программе «Моя улица», 15 августа можно будет увидеть на выставке в Музее Москвы.

Отметим, что на прошлой неделе в социальных сетях широкий резонанс вызвал пост о планах города свернуть работы археологов на Биржевой площади. Столичные власти поспешили заверить, что исследования продолжатся до сентября, а может, и до ноября текущего года. При этом не исключено, что площадь раскопа будет увеличена на треть.

Что будет с фрагментами находившейся здесь Благовещенской церкви, а также соседних усадеб XIV–XV веков, пока неизвестно. «После всесторонних исследований будет приниматься решение о возможной музеефикации выявленных архитектурно-археологических объектов. Все найденные объекты будут зафиксированы графически и фотографически. Коллекцию артефактов, найденных на Биржевой площади, передадут в Музей Москвы», — говорится в сообщении Мосгорнаследия.

О перспективах сохранения обнаруженных зданий и вариантах их музеефикации TANR рассказал Андрей Баталов, заместитель по науке генерального директора Музеев Московского Кремля.

«Самое ценное в этом раскопе, безусловно, церковь, разрушенная еще в XVIII веке. Это остатки храма Благовещения подворья Иосифо-Волоцкого монастыря, сакральный топос центра города, который важно сохранить. По плану в этом месте должны были проходить коммуникации фонтана, который собираются открыть на площади. Теперь необходимо скорректировать трассу, но решение об этом еще не принято. Теоретически, если же город откажется от злосчастного фонтана, я вижу два выхода: первый — законсервировать находку и закрыть до лучших времен, второй — если позволяют средства, устроить подземный музей, то есть восстановить целостность площади, дав возможность тем, кому интересно, увидеть находки.

Второй вариант предпочтителен, поскольку мы понимаем, что, если сейчас засыпать, все, скорее всего, погибнет, археологический памятник будет уничтожен. Такой способ музеефикации, как археологические окна, здесь вряд ли возможен. Это очень дорогое удовольствие, в нашем климате — сверхдорогое. В Москве таких окон всего два, оба на Ивановской площади в Кремле, и, помимо того, что стоят такие музейные шурфы много миллионов, эти сооружения сложны в эксплуатации и требуют постоянных затрат. Подземный музей устроить, конечно, намного дешевле. В него даже не обязательно делать свободный доступ, это может быть, например, вход по записи. Но при создании в таком музее определенного температурно-влажностного режима все находки — и каменные фундаменты, и деревянные фрагменты — реально сохранить».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+