18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русское искусство на троих: Шишкин, Репин, Айвазовский

Социологический опрос показал, кого из отечественных живописцев больше всего знают и любят россияне. Ответ подтверждает незыблемость вечных ценностей: лидируют Иван Шишкин, Илья Репин и Иван Айвазовский

В рейтинге наиболее известных русских художников, составленном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), первое место получил Иван Шишкин. Отвечая на вопрос: «Каких российских, русских живописцев и художников вы знаете?», — Шишкина назвали 32% опрошенных. Второе место занял Илья Репин (29%), третье — Иван Айвазовский. Художника, выставка которого в Третьяковке вошла в десятку самых посещаемых в мире экспозиций в прошлом году, вспомнили 24% процента россиян. При этом социологи отмечают, что произведения Айвазовского больше нравятся согражданам, чем картины остальных авторов. Работы мариниста среди любимых назвали 27% респондентов, ответивших на первый вопрос. В тройку авторов, чьи работы вспомнили опрошенные, вошли те же Шишкин (26%) и Репин (16%).

В этом контексте просто невозможно не вспомнить о проекте «Выбор народа», который в 1995 году начали художники соц-артисты Виталий Комар и Александр Меламид. Они заказали соцопрос на тему «Какую картину хочет видеть большинство населения?», начав с американцев и русских, а потом написали эти картины. Наиболее желанной картиной оказался пейзаж с преобладанием голубого неба и воды, русские предпочли видеть на нем фигуру Христа, играющих детей и бурого мишку, американцы — президента и оленя. Самой нежеланной стала абстракция с остроугольными геометрическими фигурами и преобладанием оранжевого цвета. Потом проект был распространен на множество стран, и любой народ предпочитал реалистические пейзажи с морями и лесами.

По упоминаемости в российских СМИ с июля 2016 года по июль 2017 года Айвазовский снова лидирует. За отчетный период компанией «Медиалогия» найдено 26,8 тыс. сообщений. Второе место занимает Серов (19,6 тыс. упоминаний), третье — Репин (18,7 тыс.). Можно не сомневаться, что частая упоминаемость Айвазовского и Серова связана как раз с их выставками-блокбастерами в Третьяковской галерее (только The Art Newspaper Russia написала о них как минимум 20 раз).

Картинные галереи и выставки, как показал опрос ВЦИОМ, россияне посещают нечасто: 50% были в музее более года назад, 34% — никогда.

Представление о самом популярном художнике у обычных россиян не совпадает с таковым у тех, кто искусство покупает. В рейтинге портала «Артинвестмент» Иван Айвазовский находится на 24-м месте ($5,34 млн), Иван Репин на 13-м ($7,43 млн), Иван Шишкин вообще где-то в третьем десятке ($3,3 млн). Интересно, что cамого дорогого из «классиков» Валентина Серова ($14,5 млн) россияне поместили на шестое по известности место. А лидирующий в инвестиционном списке Казимир Малевич ($60 млн, он помещен на второе место, но первое у экспертов «Артинвестмента» занимает Марк Ротко, кроме места рождения с Российской империей ничем не связанный) едва смог попасть в первую десятку по популярности (девятое место).

Среди имен художников, которые респонденты опроса ВЦИОМ называли сами, без подсказок, есть три имени наших современников: Ильи Глазунова, скончавшегося меньше месяца назад, и здравствующих Александра Шилова и Никаса Сафронова. Выставки последнего, согласно музейному рейтингу, составленному The Art Newspaper Russia, активно гастролируют по регионам.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+