18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тино Сегал поставит московские музеи в неловкие «ситуации»

№55
Материал из газеты

В Новой Третьяковке и Музее архитектуры им. А. Щусева фонд V-A-C покажет "сконструированные ситуации" Тино Сегала, участниками которых станут зрители

У Тино Сегала (р. 1976) армия поклонников. Он нарасхват в лучших музеях мира. Тейт Модерн, Музей Гуггенхайма, Стеделейк, парижский Пале-де-Токио — далеко не полный список институций, где уже прошли его выставки. Без Сегала не обходится ни одно крупное событие: он участник прошлой Documenta, а в 2013-м получил «Золотого льва» Венецианской биеннале. Этим летом семь его произведений, уже ставших классикой жанра, благодаря фонду V–A–C можно будет увидеть и в Москве. Выставка развернется на двух площадках: четыре работы в Новой Третьяковке на Крымском Валу, три — в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Работы Сегала гипнотизируют, а иногда и шокируют зрителей, которые часто вообще не ассоциируют с искусством эти действа, зависшие где-то между балетом и флешмобом, которые сам художник называет «сконструированными ситуациями», избегая слова «перформанс». Актеров постановок подчас не отличишь от посетителей, а порой в них задействованы музейные смотрители и охрана. Неподготовленный зритель, придя в музей, попадает в «возмущенное» энергетическое поле некоего действа, где привычная стерильная среда белого куба вдруг начинает выходить из-под контроля. Кто-то, видя целующуюся пару на музейном полу, проходит мимо, отводя глаза, другие ругают распущенную молодежь.

Но ни времена, ни нравы тут не виноваты. В работе «Поцелуй» ее участники принимают позы, взятые из лучших «художественных» поцелуев — от Густава Климта и Огюста Родена до Джеффа Кунса. Неожиданно выглядят и музейные смотрители, встречающие пришедших речовкой: «Это пропаганда, вы понимаете?», апеллируя на самом деле к работам 1970-х Ханса Хааке и Андреа Фрейзер, критикующих политику арт-институций. В «Этой вариации» зритель попадает в темный зал, где лишь спустя некоторое время начинает различать звуки и движения интерпретаторов. Две эти работы среди прочих тоже покажут в Москве.

Возможно, охватившая арт-мир сегаломания связана с тем, что Тино Сегал дает зрителю то, чего так не хватает в современном искусстве. Он возвращает произведению его давно утраченную ауру. Когда любую работу можно репродуцировать, растиражировать и продать, работы Сегала выбиваются из логики эпохи технической воспроизводимости. Он запрещает любое их воспроизведение, так что увидеть их можно только на выставке. И пусть эфемерность искусства, которая столь восхищает в его работах, в конечном счете также иллюзия. Потому что не все столь мимолетно, как выглядит на первый взгляд. Свои «ситуации» Сегал тоже продает для показа в музеях, «тиражирует», повторяя их. Страстные споры о художнике все никак не утихают, однако магия Сегала не блекнет от критических замечаний (среди его критиков столь могущественная фигура, как Бенджамин Бухло), между тем ряды его фанатов растут в геометрической прогрессии.
В течение шести недель в Новой Третьяковке и Государственной галерее на Солянке также будут проходить лекции и мастер-классы с участием российских и зарубежных интеллектуалов. Образовательной программой руководит Рио Руцингер, арт-директор научного отдела танцевального фестиваля ImPulsTanz Vienna.

Разные площадки
V–A–C Live: Тино Сегал
1 августа – 14 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+