The Art Newspaper Russia
Поиск

Скандал в благородном семействе

Наследники Пегги Гуггенхайм утверждают, что выставка в Нью-Йорке нарушает условия ее завещания

Все собаки Пегги Гуггенхайм похоронены на территории ее венецианского музея
Фото: Stefan Moses, München/VG bild-Kunst, Bonn 2017

Все собаки Пегги Гуггенхайм похоронены на территории ее венецианского музея
Фото: Stefan Moses, München/VG bild-Kunst, Bonn 2017

До 6 сентября в Музее Соломона Гуггенхайма проходит выставка «Провидцы. Создание современного Гуггенхайма», посвященная коллекционерам, заложившим его основы. В ней участвует 21 произведение искусства из Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции: от программных работ Марселя Дюшана, Пабло Пикассо и Константина Бранкузи до «Алхимии» (1947) Джексона Поллока, одной из самых известных картин, созданных в технике дриппинга. Однако трое правнуков Пегги Гуггенхайм обвиняют нью-йоркский Фонд Соломона Р. Гуггенхайма в нарушении ее посмертной воли. Они утверждают, что, когда их прабабушка передавала свою коллекцию вместе с венецианским особняком фонду, учрежденному ее дядей в Нью-Йорке, одним из условий было то, что ни одна работа не должна покидать палаццо и участвовать в других выставках в период с апреля по ноябрь каждого года.

«Она хотела, чтобы эти вещи оставались в Венеции на пике туристического сезона, тем более что каждые два года он совпадает с биеннале», — объясняет Синдбад Рамни-Гуггенхайм, правнук Пегги Гуггенхайм, выступающий также от имени двух своих братьев и отца. В этом году, по его мнению, «большинство ключевых работ из собрания будет находиться в Нью-Йорке, что ударит по интересам всех туристов, посещающих Коллекцию Пегги Гуггенхайм».

Рамни-Гуггенхайм и другие родственники по линии дочери меценатки, Пегин Вейл, умершей раньше матери, не единожды подавали во французские суды иски к Фонду Соломона Р. Гуггенхайма, обвиняя его в пренебрежении пожеланиями Пегги. Претензии наследников неоднократно отклонялись, в последний раз их признал необоснованными Апелляционный суд Парижа два года назад.

Свежий скандал разгорелся из-за противоречащих друг другу документов. Пожелание не выво­зить коллекцию в разгар сезона содержится в письме Пегги Гуггенхайм от 27 января 1969 года к ее двоюродному брату Гарри, впоследствии ставшему президентом фонда. Гарри Гуггенхайм и попечительский совет фонда согласились с просьбой коллекционера. Далее этот пункт был включен в официальный документ от 8 октября 1974 года, устанавливавший условия, на которых Фонд Пегги Гуггенхайм передавал право собственности на свою коллекцию Фонду Соломона Р. Гуггенхайма.

То же самое пожелание оговаривается в завещании Пегги Гуггенхайм от 9 октября 1972 года, где сказано: «Достигнуто соглашение, что ни одно произведение искусства не будет передаваться на выставки в другие музеи ежегодно в период с 1 апреля по 31 октября, поскольку в это время коллекция всегда должна находиться... в моем особняке».

Однако в финальную версию акта дарения от 23 января 1976 года, который Пегги Гуггенхайм и представители Фонда Соломона Р. Гуггенхайма подписали в присутствии итальянского нотариуса, такое условие не включено. В этом документе, который французские суды неоднократно признавали имеющим юридическую силу, вообще не указано никаких особых условий или пожеланий.

Ранее представители Фонда Гуггенхайма называли акт дарения формальностью, которой требовали итальянские законы, и ссылались на переписку Гарри и Пегги Гуггенхайм как на сопутствующие документы, перечисляющие условия дарения. Сейчас представители Фонда Гуггенхайма подходят к вопросу иначе. Как подчеркивает пресс-секретарь фонда, в письме 1969 года, которым вооружился Рамни-Гуггенхайм, изложены самые первые предложения Пегги Гуггенхайм относительно передачи ее коллекции и юридической силы оно не имеет — в отличие от акта дарения, подписанного семь лет спустя. 

Просмотры: 5306
Популярные материалы
1
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
2
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
3
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
4
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
5
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
8
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
9
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
10
Гран-пале приглашает прогуляться по Помпеям
Иммерсивная выставка представляет археологические сокровища и новые открытия.
30 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru