The Art Newspaper Russia
Поиск

В эпоху рождения психоанализа

Еврейское самосознание и формирование меценатства в Вене рубежа XIX–XX веков

Со своим Style and Se­duction («Стиль и искушение»), исследованием еврейской буржуазии Вены, занимавшейся архитектурным и культурным меценатством, искусствовед Элана Шапира вступает на почву, взрыхленную многочисленными дискуссиями. Тем более что интересует ее рубеж веков, когда Вена превратилась в современный город.

Проводя четкое различие между «еврейством» как набором черт, приписываемых этой нации антисемитами, и «еврейской самоидентификацией» как процессом исследования и утверждения этнической, религиозной и культурной субъективности, Шапира рассказывает о том, каким образом меценаты налаживали связи с еврейской и нееврейской культурой. Анализируя объекты, выполненные в разных стилях (от архитектурного историзма, сецессиона, модернизма и вплоть до авангарда), она показывает, как купцы использовали практику заказов для утверждения своей принадлежности к евреям или же, напротив, демонстрации отрыва от национальных корней.

Дворцы Эдуарда фон Тодеско и Густава фон Эпштейна — примеры того, как еврейские меценаты их поколения заявляли о своей идентификации с древнегреческой культурой, которая признавалась одновременно достоянием и еврейским, и общеевропейским. Архитектура помогала утверждению космополитических аргументов, восстающих против возрастающей консервативной реакции. Антисемитизм, процветавший в венской политической культуре, способствовал нагнетанию все более мрачной атмосферы, но размещение архитектурных заказов, совместное проектирование предоставили тогдашним венским евреям возможности для проявления своей идентичности и общения с нееврейскими соседями.

Элана Шапира описывает смелые архитектурные постройки, уютные интерьеры, скульптуры и картины, предметы быта в стиле модерн. Но самое важное — то, что она предлагает задуматься о роли евреев в искусстве, избегая соблазна преувеличить еврейскую идентичность, гомогенизировать взгляды евреев или представить «еврея» символической единицей, позиции которой определяются фактом происхождения. Вместо этого автор книги показывает, как венские меценаты докапывались до сути своего еврейства, одновременно позиционируя себя еще и с точки зрения классовой, гендерной и сексуальной идентичности, что было общепринято в ту эпоху.

Элана Шапира подчеркивает, что дальше в ХХ веке и при обсуждении последующих художественных направлений вопрос о значении этой самой еврейской буржуазной идентичности более не поднимался. А вот в Вене периода декаданса и психоанализа именно искусство и архитектура оказались экспериментальными полями, где еврейские меценаты спорили друг с другом и со своими немецкими соседями о возможностях политической культуры меньшинств. При этом они бесстрашно утверждали свое право как на национальное самоопределение, так и на ассимиляцию, казавшуюся некоторым из них несомненным признаком прогресса.

Просмотры: 845
Популярные материалы
1
Выход в регионы — наш долг
Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию.
13 октября 2017
2
Российский антикварный салон: последний раз на старом месте
Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже.
16 октября 2017
3
Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?
На этот вопрос отвечают директора музеев, кураторы, художники и коллекционеры в преддверии 100-летнего юбилея революции 1917 года, который сопровождается десятками выставок.
16 октября 2017
4
Три выставки недели
Неизвестный венгерский авангард в Мультимедиа Арт Музее, нащокинский дом в миниатюре в Музее А.С.Пушкина, московская графика отечественных мастеров в Новой Третьяковке.
13 октября 2017
5
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
6
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
7
Павленский играет с огнем во Франции
В ночь на понедельник художник поджег Банк Франции. Будет ли ему предъявлено обвинение, пока неизвестно.
16 октября 2017
8
В Риме открылась выставка икон из России
В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием.
16 октября 2017
9
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
10
Тайная любовь Родена к скульптурам Парфенона стала явной
Выставка Британского музея будет посвящена одержимости французского скульптора древнегреческими формами.
13 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru