The Art Newspaper Russia
Поиск

Время пополнять коллекцию

Третьяковская галерея получила в дар работу Эрика Булатова — первую в целой серии подарков, которые она ожидает от меценатов. Директор ГТГ объяснила, почему расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности

Фото: архив TANR

Фото: архив TANR

Расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности. Ни один музей не может оставаться в пределах своей коллекции, иначе он становится мертвым. Для Третьяковской галереи, представляющей отечественное искусство с XI по XXI век, это особенно актуально. Мы помним, что наш музей начинался как частное собрание Павла Михайловича Третьякова, и это было собрание в первую очередь современного искусства.

Какими способами государственный музей может расширять коллекцию современного искусства сегодня — вопрос непростой. В советские годы она пополнялась исключительно официальным искусством, но регулярно. С каждой большой всесоюзной выставки закупались лучшие работы. В дикие для музейной жизни 1990-е годы системное пополнение коллекции остановилось. Это привело к тому, что в течение всех 1990-х и 2000-х самые важные художественные произведения уходили в частные собрания. А ведь на это время пришелся расцвет творчества Олега Кулика, дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и других художников. То же относится к работам художников предыдущего поколения и нонконформистов. И именно с этими именами у сегодняшней Третьяковской галереи серьезные проблемы.

То, что в музее практически нет произведений двух величайших ныне живущих художников — Ильи Кабакова и Эрика Булатова, абсолютно недопустимо. Мы не можем называться национальной картинной галереей, не имея работ таких крупнейших фигур. При этом начиная с 2015 года государство выделяет минимальные средства на пополнение музейной коллекции. В прошлом году нам удалось купить замечательную скульптуру «Нил Столбенский» конца XVIII — начала XIX века, и это, безусловно, серьезный вклад в наше собрание древнерусского искусства. Но, боюсь, он остался единственным значимым приобретением в 2016 году, сделанным на средства Министерства культуры.

Чтобы исправить ситуацию, мы обратились к меценатам и коллекционерам. На традиционной встрече друзей музея в январе я говорила о желании посвятить год пополнению коллекции Третьяковской галереи. Сейчас мы находимся на финальной стадии переговоров о передаче музею ряда принципиально важных работ русских художников второй половины ХХ — начала XXI века. Стоимость этих произведений на рынке исчисляется миллионами долларов. К сожалению, это единственное, что я могу сейчас рассказать до того, как в конце июня — начале июля этого года они вольются в нашу коллекцию.

Другой не менее важной для Третьяковской галереи проблемой является покупка произведений современных молодых авторов 30 с небольшим лет, хотя сейчас самое время собирать их работы, пока цены на них еще подъемные. Чтобы был понятен масштаб катастрофы, признаюсь, что в собрании Третьяковской галереи пока нет ни одного произведения видеоарта. Совсем скоро мы купим первое — «Без названия» («Море») 2009 года группы «Синий суп», которое предваряло выставку Ивана Айвазовского. Кроме того, один из давнишних наших партнеров пообещал подарить коллекцию из пары десятков произведений видео­арта. Не легче ситуация с неформатными, крупногабаритными работами современного искусства: для их экспонирования не хватает пространства. Сейчас мы работаем над концепцией реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу и серьезно думаем о превращении части запасников в открытое хранение с возможностью доступа зрителей. Результаты этих начинаний, надеюсь, будут заметны уже в этом году.

Материалы по теме
Просмотры: 7708
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
3
Картину Бэнкси продали за $10 млн в прямом эфире
Работа «Покажи мне Моне» Бэнкси продана на аукционе, который транслировали в прямом эфире по телевизору.
22 октября 2020
4
Одержимые печатью
Тиражная графика с точки зрения художников, технологов и зрителей.
23 октября 2020
5
Человек, которому доверял Фаберже
Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию.
23 октября 2020
6
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
7
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
8
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
9
Издана полная история Вестминстерского аббатства
Издатели снабдили книгу глоссарием по храмовой архитектуре, а также подробными примечаниями и исчерпывающей библиографией.
23 октября 2020
10
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru