18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вызывающее искусствознание

№54
Материал из газеты

Вызывающее искусствознание питерского ученого Ивана Чечота

Два художника ХХ века, Макс Бекман и Арно Брекер, чьи имена вынесены в заглавие книги, хронологически почти совпадают, так что решительное межевание «от и до» может относиться только к стилистической разнице — ведь это одни из самых несхожих художников в истории немецкого искусства XX века. Иван Чечот, германист, чьей темой кандидатской диссертации были основные понятия истории искусства Генриха Вёльфлина, — выдающийся мастер формального анализа, что продолжает годами привлекать слушателей на его лекции.

Книга с подзаголовком «Статьи и фрагменты» открывается двумя большими незаконченными текстами — «Бекман и Рембрандт», посвященным памяти старшего коллеги, эрмитажника Бориса Зернова, и о «Вакхе» Рубенса. Публикация чего-то среднего между черновиками и дневниками, конечно, обнажает процесс мышления, но при ныне здравствующем авторе выглядит определенным кокетством или же интеллектуальной позой, которую точнее будет назвать вызовом.

Интеллектуальный вызов — суть всей деятельности Чечота, от статей и преподавания до экскурсий со студентами. Почти 700 страниц большого формата заполнены убористым шрифтом при полном отсутствии иллюстраций — помимо издательских резонов, в этом есть все тот же вызов, брошенный прежде всего нашей ленивой, все чаще полагающейся на Интернет памяти.

Чечот — убежденный и последовательный антипрогрессист. Уже в начале сборника можно встретить следующий пассаж: «Ответить на вопрос, что такое художественное, можно, только встав на точку зрения трансцендентного и трансисторического духа, то есть сойдя с позиций едва преодолимого либерально-интеллигентского позитивизма и релятивизма». Так или иначе эта мысль повторена и в других его текстах, будь то эволюция художественного кружка Ворпсведе или разбор искусства современного калининградского художника Юрия Васильева.

В сборник вошло несколько переводов Чечота: Генрих Вёльфлин, Годфрид Бенн и малоизвестный в России консервативный публицист конца XIX века Юлиус Лангбен. Кажется, впервые в отечественном искусствознании предпринят анализ искусства и жизненного пути Арно Брекера как «нашего современника».В текстах Чечота возникает свойственная ему как лектору вербальная возгонка. За всякой строчкой узнаются хорошо знакомые многим его слушателям приемы и интонации. Однако на письме они теряют неоспоримость, пропадает существенная доля убедительности, и Арно Брекер как был, так и остается всего лишь посредственным скульптором неоклассического направления.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+