The Art Newspaper Russia
Поиск

Меценатов вписали в историю

Спустя год после назначения сопредседатели Культурного фонда Montblanc Тиль Феллрат и Сэм Бардуил рассказали TANR о том, какие изменения ждут фонд и его главные направления работы

Со следующего года процедура выбора лауреатов премии Montblanc de la Culture Arts Patronage полностью изменится. Выбирать их будет не жюри из стран-участниц, а кураториум Культурного фонда Montblanc. Расскажите, почему система вдруг изменилась.

Тиль Феллрат: Да, действительно, система полностью поменялась, и это касается не только премии, но и проекта по поддержке молодых художников. Теперь выбором лауреатов будет заниматься кураториум фонда Montblanc, куда вошли пять международных экспертов: художественный руководитель Тейт в Сент-Айвзе Энн Барлоу, директор Art Sonje Center в Сеуле Сун Джун Ким, президент Пале-де-Токио в Париже Жан де Луази, директор Музея искусств Переса в Майами Франклин Сирманс и директор Пинакотеки Сан-Паулу Йорген Фольц. Они уже много лет успешно сотрудничают и с молодыми художниками, и с меценатами, поэтому им эта тема знакома, как никому другому.

Возглавив фонд, мы решили взять год на оценку ситуации, посмотреть, как происходит отбор, что для этого требуется, собрали всю необходимую информацию и поняли, что система глобально устарела. Изначальный формат, подходивший в условиях, когда награду получало 6 человек, сегодня, когда количество лауреатов достигло 17, уже не годится. Теперь правильнее собрать не толпу экспертов, а небольшую группу профессионалов, которые и определят имена достойных премии покровителей искусства и молодых художников, работы которых попадут в коллекцию фонда.

Состав кураториума выбирали вы лично? Почему выбор пал именно на этих экспертов?

Сэм Бардуил: Когда ты крутишься в этом мире добрых 15 лет, а может, и больше, ты, естественно, знаешь очень многих. Но гораздо важнее понимать, кто из них делает что-то действительно достойное. Как и в любом другом деле, в мире искусства огромное количество тех, кто больше говорит, чем делает. И в случае с кураториумом нам было важно привести в фонд людей, которые по-настоящему знают свое дело. Члены нашего кураториума работают с искусством в разных областях и представляют различные институции — от небольшой частной галереи до огромного музея вроде Тейт. Наш выбор — это продуманное и четко спланированное решение, а не просто идея, пришедшая в голову за ужином. К тому же состав кураториума будет меняться каждые два года, чтобы глаз участников не замыливался и всегда можно было услышать свежее мнение.

Расскажите о поддержке молодых художников. В этом году выбор пал на проект из Манилы, его показывают в основной программе Венецианской биеннале. Чем обусловлен такой выбор?

Т. Ф.: Катарина Нуньес и Исайа Родригес — прекрасные молодые художники с огромным потенциалом. И их случай — типичный пример ситуации, когда художникам вряд ли удалось бы показать свою работу в Венеции без поддержки сильного патрона. Помимо того что создать арт-объект — это в принципе дорого, нужны средства, чтобы привезти его на биеннале, установить, добраться туда самим и прочее, прочее. Они многообещающие художники, за которых хочется вступиться, взяв все риски на себя.

В работе Нуньес и Родригеса мы нашли воплощение актуальных направлений в мире, которые при этом пересекаются с темами бренда. Нам был нужен не просто проект — в нем должна была быть идея, глубинный смысл, который неразрывно связан как с линией Montblanc, так и с искусством в целом. Многие компании формируют свои коллекции, но повторять приевшиеся модели — это по меньшей мере не вдохновляет, да и просто скучно. Мировому бренду, который хочет поддерживать молодое искусство, всегда интереснее рискнуть, но попробовать что-то новое.

С. Б.: Что удивительно, мы анонсировали эту инициативу совсем недавно, а у нас уже сотни заявок, и во всех похожие вопросы: как принять участие в отборе? можно ли предложить свою работу? И это еще раз доказывает, что средств на то, чтобы поддерживать искусство, никогда не будет достаточно. Так много людей, так много мест, сложные политические и финансовые условия! Но люди продолжают творить, и наша задача — поддерживать такие инициативы.

И мы не просто забрали работу Нуньес и Родригеса из студии и отвезли в хранилище фонда — мы показываем ее на главной мировой художественной выставке, ее увидят тысячи людей. Для культурного фонда это очень важно — соединять искусство и людей.

Этот формат полностью заменит предыдущую форму сотрудничества с художниками, когда фонд выделял деньги и авторы создавали арт-объекты с логотипом?

Т. Ф.: Верно, но что было хорошо в предыдущей модели — художник получал деньги конкретно на творчество. Это отлично, и как раз эту модель мы хотим сохранить, но преобразовать ее и дать чуть больше воздуха и свободы.

Получается, с вашим приходом в фонде началась эра масштабных обновлений.

Т. Ф.: Перемены всегда к лучшему, но на этом мы останавливаться не собираемся.

С. Б.: Montblanc с самого начала был брендом, который продвигает идеалы всего инновационного, но с условием сохранения уникального наследия. В случае с культурным фондом та же история. Наследие и инновация всегда должны быть в тесной связке.

Материалы по теме
Просмотры: 1588
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Пять садов современных русских художников
Художники, которые создали произведения из деревьев, цветов и прудов: на Плещеевом озере, в Подмосковье и на картофельном поле в Калужской области, во Франции и США.
29 мая 2020
3
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
4
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
5
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
6
Поколение X: коллекционеры-«миллениалы» открывают в Пекине частный музей
X Museum Майкла Сюйфухуана и Терезы Цэ наконец-то заработает в столице Китая в этот уик-энд.
29 мая 2020
7
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru