The Art Newspaper Russia
Поиск

Меценатов вписали в историю

Спустя год после назначения сопредседатели Культурного фонда Montblanc Тиль Феллрат и Сэм Бардуил рассказали TANR о том, какие изменения ждут фонд и его главные направления работы

Со следующего года процедура выбора лауреатов премии Montblanc de la Culture Arts Patronage полностью изменится. Выбирать их будет не жюри из стран-участниц, а кураториум Культурного фонда Montblanc. Расскажите, почему система вдруг изменилась.

Тиль Феллрат: Да, действительно, система полностью поменялась, и это касается не только премии, но и проекта по поддержке молодых художников. Теперь выбором лауреатов будет заниматься кураториум фонда Montblanc, куда вошли пять международных экспертов: художественный руководитель Тейт в Сент-Айвзе Энн Барлоу, директор Art Sonje Center в Сеуле Сун Джун Ким, президент Пале-де-Токио в Париже Жан де Луази, директор Музея искусств Переса в Майами Франклин Сирманс и директор Пинакотеки Сан-Паулу Йорген Фольц. Они уже много лет успешно сотрудничают и с молодыми художниками, и с меценатами, поэтому им эта тема знакома, как никому другому.

Возглавив фонд, мы решили взять год на оценку ситуации, посмотреть, как происходит отбор, что для этого требуется, собрали всю необходимую информацию и поняли, что система глобально устарела. Изначальный формат, подходивший в условиях, когда награду получало 6 человек, сегодня, когда количество лауреатов достигло 17, уже не годится. Теперь правильнее собрать не толпу экспертов, а небольшую группу профессионалов, которые и определят имена достойных премии покровителей искусства и молодых художников, работы которых попадут в коллекцию фонда.

Состав кураториума выбирали вы лично? Почему выбор пал именно на этих экспертов?

Сэм Бардуил: Когда ты крутишься в этом мире добрых 15 лет, а может, и больше, ты, естественно, знаешь очень многих. Но гораздо важнее понимать, кто из них делает что-то действительно достойное. Как и в любом другом деле, в мире искусства огромное количество тех, кто больше говорит, чем делает. И в случае с кураториумом нам было важно привести в фонд людей, которые по-настоящему знают свое дело. Члены нашего кураториума работают с искусством в разных областях и представляют различные институции — от небольшой частной галереи до огромного музея вроде Тейт. Наш выбор — это продуманное и четко спланированное решение, а не просто идея, пришедшая в голову за ужином. К тому же состав кураториума будет меняться каждые два года, чтобы глаз участников не замыливался и всегда можно было услышать свежее мнение.

Расскажите о поддержке молодых художников. В этом году выбор пал на проект из Манилы, его показывают в основной программе Венецианской биеннале. Чем обусловлен такой выбор?

Т. Ф.: Катарина Нуньес и Исайа Родригес — прекрасные молодые художники с огромным потенциалом. И их случай — типичный пример ситуации, когда художникам вряд ли удалось бы показать свою работу в Венеции без поддержки сильного патрона. Помимо того что создать арт-объект — это в принципе дорого, нужны средства, чтобы привезти его на биеннале, установить, добраться туда самим и прочее, прочее. Они многообещающие художники, за которых хочется вступиться, взяв все риски на себя.

В работе Нуньес и Родригеса мы нашли воплощение актуальных направлений в мире, которые при этом пересекаются с темами бренда. Нам был нужен не просто проект — в нем должна была быть идея, глубинный смысл, который неразрывно связан как с линией Montblanc, так и с искусством в целом. Многие компании формируют свои коллекции, но повторять приевшиеся модели — это по меньшей мере не вдохновляет, да и просто скучно. Мировому бренду, который хочет поддерживать молодое искусство, всегда интереснее рискнуть, но попробовать что-то новое.

С. Б.: Что удивительно, мы анонсировали эту инициативу совсем недавно, а у нас уже сотни заявок, и во всех похожие вопросы: как принять участие в отборе? можно ли предложить свою работу? И это еще раз доказывает, что средств на то, чтобы поддерживать искусство, никогда не будет достаточно. Так много людей, так много мест, сложные политические и финансовые условия! Но люди продолжают творить, и наша задача — поддерживать такие инициативы.

И мы не просто забрали работу Нуньес и Родригеса из студии и отвезли в хранилище фонда — мы показываем ее на главной мировой художественной выставке, ее увидят тысячи людей. Для культурного фонда это очень важно — соединять искусство и людей.

Этот формат полностью заменит предыдущую форму сотрудничества с художниками, когда фонд выделял деньги и авторы создавали арт-объекты с логотипом?

Т. Ф.: Верно, но что было хорошо в предыдущей модели — художник получал деньги конкретно на творчество. Это отлично, и как раз эту модель мы хотим сохранить, но преобразовать ее и дать чуть больше воздуха и свободы.

Получается, с вашим приходом в фонде началась эра масштабных обновлений.

Т. Ф.: Перемены всегда к лучшему, но на этом мы останавливаться не собираемся.

С. Б.: Montblanc с самого начала был брендом, который продвигает идеалы всего инновационного, но с условием сохранения уникального наследия. В случае с культурным фондом та же история. Наследие и инновация всегда должны быть в тесной связке.

Материалы по теме
Просмотры: 1653
Популярные материалы
1
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
2
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
3
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
4
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
5
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
8
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
9
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
10
Гран-пале приглашает прогуляться по Помпеям
Иммерсивная выставка представляет археологические сокровища и новые открытия.
30 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru