The Art Newspaper Russia
Поиск

Лукреция Калабро Висконти: «Задача куратора — поддерживать уровень сложности»

Куратор предстоящей в 2018 году Московской международной биеннале молодого искусства перед пресс-конференцией в Венеции рассказала нашему корреспонденту о своем проекте «Абракадабра», а также о любимых старых и новых русских художниках

Вы знакомы с историей Молодежной биеннале? Бывали на предыдущих выставках?

Нет, я только видела предыдущие выставки онлайн, и, собственно, так я и узнала о Московской биеннале молодого искусства: когда Надим (Надим Самман, куратор V Московской международной биеннале молодого искусства. — TANR) показал свой проект. Я никогда не была в России и с нетерпением жду, когда наконец смогу поехать в Москву и познакомиться с местной арт-сценой.

Вы уже курировали большие проекты?

За последние четыре года я много раз работала над большими проектами помощником и ассистентом куратора. Сейчас я живу в Амстердаме, где участвую в грантовой кураторской программе Apple.

Как вы познакомились с организаторами биеннале? Встретились где-то, может быть?

Вообще-то я просто отправила свой проект на открытый конкурс. Мне очень нравится структура этой биеннале. Они получили огромное количество заявок и честно их все отсмотрели. Это очень вдохновляет.

Какой будет тема новой Биеннале молодого искусства?

Мой проект будет называться «Абракадабра». Идея родилась из моего исследования, посвященного современной жизни, в которой больше не существует по отдельности публичного, частного и профессионального аспекта. Я также посвятила много времени изучению современной экономики дарения. Мы работаем вроде как на себя, но на самом деле это все не так просто устроено. Название я выбрала потому, что это магическое заклинание не имеет никакой этимологии. Это не интернациональный арт-язык и вообще не язык, просто это слово всем одинаково непонятно, и поэтому оно преодолевает лингвистические границы и становится интернациональным и понятным. Также «Абракадабра» — название песни из 1980-х, которую пела группа Стюарта Миллера.

В проекте я хочу рассказать о феномене ночной жизни. Здесь, в Венеции, это особенно очевидно: нет уже никакой разницы между походом на выставку в павильон на биеннале и походом на вечеринку после открытия. Сегодня экономика развлечений (она же экономика дарения) совершенно изменила культуру отдыха. Моя выставка будет исследовать пространство между отдыхом и работой и задавать вопросы о том, как строить жизнь в изменившихся социальных условиях.

Каких художников хотите пригласить?

Я сейчас как белый лист и хочу как можно меньше влиять на художников, которые пришлют свои заявки на участие.

А как вы вообще относитесь к идее «молодого» искусства?

Конечно, это большой вопрос. Кто-то молод душой и в 60 лет, а кто-то в 20 как старик. Но я думаю, что строгое ограничение иногда приносит плоды. Например, можно выяснить, кто же на самом деле талантлив в определенном поколении. Думаю, это продуктивный и экспериментальный подход — сделать биеннале только для людей определенного возраста.

Нормально ли, когда приходит молодежь и сбрасывает стариков с корабля современности?

Я думаю, ничего нового люди не производят. Мы повторяем то, что было уже много раз. Но можно омолодить старые концепты. Молодость — это состояние ума, это фильтр, через который мы смотрим на мир. Я изучала историю искусства, и поэтому мое представление о русском искусстве, конечно, идет от авангарда и русского театра. Эль Лисицкий — вы понимаете, по-моему, Эль Лисицкий был радикальнее многих современных кураторов.

У вас есть любимые современные российские художники?

Конечно. Я фанат группы «Что делать?». И еще я очень люблю Дмитрия Венкова, обожаю его видео. То, что он делает, настолько увлекательно, и при этом умно. Это два имени, которые я могу назвать прямо сейчас, но я много слышала о молодой художественной сцене в России.

Как вам кажется, приезжая сегодня в конкретный город, чтобы сделать международную выставку, насколько нужно учитывать местные проблемы и знать местный контекст?

Я думаю, все немного сложнее, чем противопоставление местного и международного. Есть замечательный критик Гита Капур, которая говорит, что мы должны быть партизанами по отношению к своей культуре. Нужно уметь погрузиться глубоко в контекст, но при этом говорить о местных проблемах в глобальном пространстве. Думаю, что задача куратора сегодня — уметь поддерживать уровень сложности. Я очень надеюсь, что мне удастся сохранить сложность проекта и при этом сделать его понятным.

Материалы по теме
Просмотры: 2064
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru