The Art Newspaper Russia
Поиск

Лукреция Калабро Висконти: «Задача куратора — поддерживать уровень сложности»

Куратор предстоящей в 2018 году Московской международной биеннале молодого искусства перед пресс-конференцией в Венеции рассказала нашему корреспонденту о своем проекте «Абракадабра», а также о любимых старых и новых русских художниках

Вы знакомы с историей Молодежной биеннале? Бывали на предыдущих выставках?

Нет, я только видела предыдущие выставки онлайн, и, собственно, так я и узнала о Московской биеннале молодого искусства: когда Надим (Надим Самман, куратор V Московской международной биеннале молодого искусства. — TANR) показал свой проект. Я никогда не была в России и с нетерпением жду, когда наконец смогу поехать в Москву и познакомиться с местной арт-сценой.

Вы уже курировали большие проекты?

За последние четыре года я много раз работала над большими проектами помощником и ассистентом куратора. Сейчас я живу в Амстердаме, где участвую в грантовой кураторской программе Apple.

Как вы познакомились с организаторами биеннале? Встретились где-то, может быть?

Вообще-то я просто отправила свой проект на открытый конкурс. Мне очень нравится структура этой биеннале. Они получили огромное количество заявок и честно их все отсмотрели. Это очень вдохновляет.

Какой будет тема новой Биеннале молодого искусства?

Мой проект будет называться «Абракадабра». Идея родилась из моего исследования, посвященного современной жизни, в которой больше не существует по отдельности публичного, частного и профессионального аспекта. Я также посвятила много времени изучению современной экономики дарения. Мы работаем вроде как на себя, но на самом деле это все не так просто устроено. Название я выбрала потому, что это магическое заклинание не имеет никакой этимологии. Это не интернациональный арт-язык и вообще не язык, просто это слово всем одинаково непонятно, и поэтому оно преодолевает лингвистические границы и становится интернациональным и понятным. Также «Абракадабра» — название песни из 1980-х, которую пела группа Стюарта Миллера.

В проекте я хочу рассказать о феномене ночной жизни. Здесь, в Венеции, это особенно очевидно: нет уже никакой разницы между походом на выставку в павильон на биеннале и походом на вечеринку после открытия. Сегодня экономика развлечений (она же экономика дарения) совершенно изменила культуру отдыха. Моя выставка будет исследовать пространство между отдыхом и работой и задавать вопросы о том, как строить жизнь в изменившихся социальных условиях.

Каких художников хотите пригласить?

Я сейчас как белый лист и хочу как можно меньше влиять на художников, которые пришлют свои заявки на участие.

А как вы вообще относитесь к идее «молодого» искусства?

Конечно, это большой вопрос. Кто-то молод душой и в 60 лет, а кто-то в 20 как старик. Но я думаю, что строгое ограничение иногда приносит плоды. Например, можно выяснить, кто же на самом деле талантлив в определенном поколении. Думаю, это продуктивный и экспериментальный подход — сделать биеннале только для людей определенного возраста.

Нормально ли, когда приходит молодежь и сбрасывает стариков с корабля современности?

Я думаю, ничего нового люди не производят. Мы повторяем то, что было уже много раз. Но можно омолодить старые концепты. Молодость — это состояние ума, это фильтр, через который мы смотрим на мир. Я изучала историю искусства, и поэтому мое представление о русском искусстве, конечно, идет от авангарда и русского театра. Эль Лисицкий — вы понимаете, по-моему, Эль Лисицкий был радикальнее многих современных кураторов.

У вас есть любимые современные российские художники?

Конечно. Я фанат группы «Что делать?». И еще я очень люблю Дмитрия Венкова, обожаю его видео. То, что он делает, настолько увлекательно, и при этом умно. Это два имени, которые я могу назвать прямо сейчас, но я много слышала о молодой художественной сцене в России.

Как вам кажется, приезжая сегодня в конкретный город, чтобы сделать международную выставку, насколько нужно учитывать местные проблемы и знать местный контекст?

Я думаю, все немного сложнее, чем противопоставление местного и международного. Есть замечательный критик Гита Капур, которая говорит, что мы должны быть партизанами по отношению к своей культуре. Нужно уметь погрузиться глубоко в контекст, но при этом говорить о местных проблемах в глобальном пространстве. Думаю, что задача куратора сегодня — уметь поддерживать уровень сложности. Я очень надеюсь, что мне удастся сохранить сложность проекта и при этом сделать его понятным.

Материалы по теме
Просмотры: 1921
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru