The Art Newspaper Russia
Поиск

Пожароопасный контекст в павильоне Армении

Антиквары, ювелиры, художники — Boghossian Foundation воплощает страсть к искусству в новых проектах

В этом году в армянском павильоне на Венецианской биеннале нашли свое совсем не метафорическое выражение самые пламенные художественные порывы. Брюссельский скульптор и художник родом из Армении, сооснователь фонда Boghossian Foundation Жан Богоссян сразу на двух площадках, в Армянском колледже Мурата — Рафаэляна и в церкви Санта-Кроче дельи Армени, показывает серию работ под названием «Негасимое пламя», для создания которых он использовал огонь и дым.

Оставленные языками пламени узоры отсылают одновременно и к абстрактным экспрессионистам, в том числе к любимым автором Джексону Поллоку и Джоан Митчелл, и к пожароопасным перформансам группы Claire Fontaine, когда они сжигали выложенные спичками силуэты стран, пребывающих в состоянии экономического коллапса. Техника, приобретающая популярность и в дизайне (жженая мебель Мартена Баса), здесь становится метафорой артистической пылкости и невероятной увлеченности своим делом.

Последнее характеризует всю семью художника — известных коллекционеров антиквариата, ценителей искусства и ювелиров, основавших в 1992 году культурный фонд Boghossian Foundation.

Начало же семейному ювелирному бизнесу было положено еще в XIX веке. Ювелир в третьем поколении, Оганес Богоссян в 1919 году покинул опасную в то время для армянской общины Турцию и открыл небольшую мастерскую в Алеппо (Сирия), а позднее — сеть магазинов в Бейруте (Ливан). В середине 1970-х его внуки Жан и Альберт перебрались в Европу, где одними из первых стали создавать украшения с цветными драгоценными камнями, привезенными из экзотических тогда Бразилии, Бирмы, Индии и Таиланда. С тех пор оригинальное смешение западной и восточной культур безошибочно читается во всех изделиях Boghossian, а использование новых приемов и необычных техник стало их визитной карточкой. К примеру, вдохновением для коллекции «Искусство инкрустации» послужила техника оформления дворца Тадж-Махал «камень в камне». Сегодня в этой технике выпускается лишь около 30 изделий в год. Художественное видение коллекции продолжают определять искусство Индии эпохи Великих Моголов, орнаменты ваз китайской династии Мин, а также собрание старинных предметов «модного обихода»: несколько сотен шкатулок, заколок, часов, пудрениц, брошей и других антикварных прелестей, которые являются частью семейного наследия в сокровищнице фонда Boghossian Foundation.

Помимо продвижения искусства, фонд занимается многочисленными образовательными и социальными проектами. Благодаря ему в бейрутском Университете Святого Иосифа появился фотоцентр с коллекцией из 7 тыс. снимков. В 2012 году была основана премия в сфере современного искусства Boghossian Foundation Prize, которая с тех пор ежегодно вручается в Ливане и в конкурсе на которую еще можно поучаствовать, отправив заявку до 10 октября. Призовой фонд в $10 тыс. дополняется возможностью сделать выставку в брюссельском Boghossian Foundation — на вилле Ампан. О ней стоит сказать отдельно.

Слияние или соединение культур — идейная константа фонда нашла здесь свое максимальное художественное воплощение. Особняк 1935 года в стиле ар-деко, который барон Луи Ампан завещал государству для создания в нем музея современного искусства, в разное время занимало то посольство СССР, то сквотеры-вандалы. Фонд вернул вилле изначальное великолепие (и удостоился Europa Nostra Prize за качество реставрации) и открыл залы для публики в 2010 году. Здесь хранится семейная коллекция искусства и антиквариата (около четырех сотен экспонатов), здесь же проводятся зрелищные кураторские проекты. Недавно в центре завершилась выставка, посвященная влиянию на искусство декора с работами таких звезд, как Даниель Бюрен, Марсель Бродхарс, Латифа Эшак и Джефф Кунс. А в будущем под кураторством Ханса Ульриха Обриста пройдет выставка «Глобальность» — крупный проект, посвященный мультикультурализму и взаимопроникновению культур. Можно ли найти для него лучшее место, чем дом фонда, основатели которого живут и работают по всему миру, от Швейцарии до Ливана?

Павильон Армении
Негасимое пламя
13 мая – 26 ноября

Просмотры: 1321
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
6
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
7
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
8
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
9
«Генеральная репетиция» фонда V-A-C начинается в ММОМА
Фонд V-A-C и Московский музей современного искусства (ММОМА) открывают грандиозную выставку-пьесу современного искусства, экспозиция и состав произведений в которой будут постоянно меняться на протяжении пяти месяцев.
25 апреля 2018
10
Граффити-художник JR и архитектор Лиз Диллер попали в список самых влиятельных людей года Time
В числе политиков, ученых и кинозвезд оказалось несколько представителей арт-сообщества.
20 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru