The Art Newspaper Russia
Поиск

Холодная весна революции

В петербургском Музее стрит-арта открылась большая экспозиция «Праздник к вам приходит»

На четвертый год существования петербургский Музей стрит-арта окончательно «поймал волну» и обрел уверенность как экспозиционная площадка и место значимых культурных событий. Темы больших музейных проектов с самого начала были остроактуальными: в 2014 году на фоне российско-украинского конфликта прошла первая выставка Музея стрит-арта «Повод к миру». В нынешнем году здесь не смогли пройти мимо столетия русской революции: патетическая тема привела двух кураторов — директора Музея стрит-арта Андрея Зайцева и Яшу Янг из берлинского музея Urban Nation — к «большому стилю», который выразился скорее в форме работ, нежели в их содержании.

Приглашение звезд отечественного контемпорари арта AES+F стало определенной неожиданностью: группа, известная впечатляющими видеоинсталляциями, но никак не монументальными росписями, получила в распоряжение одну из основных музейных плоскостей — стену бывшей котельной. На месте прошлогодней работы Кирилла Кто впервые появился не мурал, а был натянут баннер с масштабированным графическим эскизом, сразу продемонстрировавший слабость увеличенного карандашного рисунка. Изображение явно не смогло «лечь» на стену: две фигуры, трактованные художниками как персонажи античного предания о смертельной схватке Ахилла и царицы амазонок Пентесилеи, — это революционный матрос и участница женского батальона, оборонявшего Зимний.

Самая протяженная стена и еще одно важное зрелищное пространство в Музее стрит-арта оккупировано монотонным паттерном с фасадом Зимнего дворца, названным «Эрмитаж наш». Кажется, юные авторы из петербургской команды с постмодернистским названием «Курил Кто» забыли, что во время событий 1917 года цвет дворца был красный. Обращенный ко входу в музей и встречающий зрителя боковой фасад котельной совместно расписали художники группировки «Новые уличные». Серый фон повседневного городского шума раскрашен яркими вспышками цвета в информационном потоке. Эта работа подтверждает, что основные надежды местного стрит-арта недаром связаны в последний год с «Новыми уличными». В целом сделанное снаружи уступает показанному внутри, и это стало основным отличием нынешнего музейного сезона.

Проявили вежливость иностранные гости проекта, чьи работы далеко не всегда отражают революционную тематику. Самой эффектной вещью стал «Снежный барс» португальца Bordalo II, сложенный из пластиковых обломков. Австриец Mafia Tabak поместил на заводскую трубу неожиданно тонкие натюрморты. Участником и куратором выставки, занявшей два этажа котельной, выступил медиахудожник Максим Свищев. «Единственное трогательное место тут» — при входе заявляет названием своего проекта екатеринбургский художник Паша Бумажный, чьи философские микрограффити сопровождают зрителя почти весь путь по лестницам и коридорам.

Есть целая экспозиция современного агитфарфора: абстрактная пластика или ироничные высказывания сегодняшних райтеров ложатся на тарелки Императорского фарфорового завода ничуть не хуже революционных лозунгов в 1920-е годы. К опыту русского авангарда обращается несколько участников проекта, и подход к революционному искусству как к чистой форме сейчас наиболее продуктивен. Инсталляция Алены Коган «Схема рождения нового мира» воспроизводит супрематическую композицию с помощью лавсановых канатов черного, красного и белого цветов. Москвичка Poslushai обыгрывает не просто работу, но и саму фамилию творца «Клином красным бей белых» — в ее рисунке «Эль, послушай» треугольник ненавязчиво превращается в лису, любимого персонажа художницы.

Самым сильным образом нынешнего времени, пришедшегося между столетними годовщинами двух русских революций, буржуазно-демократической и социалистической, внезапно стала работа Максима Свищева и Александра Белкова. В новогоднем обращении к народу так и не пойманный в церкви покемон Пикачу с 15 голубых экранов, стоящих в темной комнате, выводит обработанным с помощью автотюна голосом песню «Все идет по плану», — совпадение со старой работой Алексея Шульгина и обнищавшего компьютера 386 DX оказывается случайным, но характерным.

Кураторы назвали экспозицию «Праздник к вам приходит», и непонятно, чего больше в этом отношении к революции как к празднику — авангардистского задора послереволюционных лет или живучей советской привычки, превращающей всякие протестные выступления в карнавал? Произошедшее 100 лет тому назад остается поводом для исторического разлада, но уже не может касаться ни участников выставки в Музее стрит-арта, ни пришедшей сюда такой же молодой публики. Работой, ярко выразившей не столько политическую, сколько погодную ситуацию весны 2017 года, стали граффити Александра Гущина «Ленин — град» — декоративный узор из серебристых кружков на стене, в которых при приближении различаешь лицо вождя мирового пролетариата.

Просмотры: 1492
Популярные материалы
1
Музей Орсе везет в Москву Хаима Сутина
Партнерство между музеями Орсе и Оранжери в Париже и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина начнется с выставки Сутина.
24 мая 2017
2
Зельфира Трегулова: «Успех — это ведь не только посещаемость»
Директор Третьяковки рассказала о предстоящих важных выставках, на которые тем не менее не будет очередей.
23 мая 2017
3
100 самых посещаемых музеев мира в 2016 году
Музеи Старого и Нового Света соревнуются друг с другом. Лувр, как всегда, впереди всех, Эрмитаж твердо держится за место в топ-десятке.
22 мая 2017
4
10 лет русскому Sotheby’s
Свой юбилей российское отделение аукционного дома отмечает большой выставкой в доме Пашкова произведений из частных коллекций, некогда купленных на Sotheby’s, и предаукционным показом.
22 мая 2017
5
СМИ сообщили об обыске на «Винзаводе» вслед за «Гоголь-центром»
Сотрудники правоохранительных органов изымают документацию в одном из зданий Центра современного искусства «Винзавод». СК сегодня уже провел обыск в «Гоголь-центре» и у худрука театра, Кирилла Серебренникова.
23 мая 2017
6
Самые посещаемые музеи и выставки в России в 2016 году
Традиционный рейтинг российских музеев TANR подвергся переработке. Год назад мы впервые разделили его участников по категориям. В этот раз мы пересмотрели категории, уточнив их определения и увеличив их число.
23 мая 2017
7
В Москве открылась однодневная выставка Sotheby’s
В Ивановском зале Российской государственной библиотеки показывают топ-лоты предстоящих аукционов и произведения из собраний отечественных коллекционеров, когда-то купленные на Sotheby’s.
24 мая 2017
8
Картины Левитана возвращаются домой
Пять украденных в 2014 году из дома-музея художника в Плёсе полотен вернулись в экспозицию.
22 мая 2017
9
50 самых посещаемых художественных выставок Москвы и Петербурга
Самые популярные выставочные проекты двух столиц символично распределились между историей и искусством.
23 мая 2017
10
Антонио Гауди. От студенческих чертежей до планов Саграда Фамилиа
Наследие легендарного каталонского архитектора можно будет увидеть в Московском музее современного искусства.
22 мая 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru