The Art Newspaper Russia
Поиск

Не только радуги и поцелуи

Вышел каталог выставки Константина Сомова в KGallery

Каталог выставки «Константин Сомов. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив». 2017

Каталог выставки «Константин Сомов. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив». 2017

Петербургская KGallery, устроившая выставку с участием четырех государственных музеев и более 20 частных коллекционеров, достаточно полно представила искусство Константина Сомова после многолетнего перерыва. Предыдущий персональный показ работ художника прошел в Русском музее в 1971 году к 100-летию со дня его рождения и сопровождался каталогом. В 1979-м вышел том писем и дневниковых записей Сомова, опубликованных, впрочем, в существенно сокращенном виде. В таком нечастом ряду публикаций каталог нынешней петербургской выставки готов занять важное место. По сути, перед нами сборник научных трудов: шесть больших статей плюс составленная Еленой Яковлевой хроника жизни и творчества Сомова, которые предваряются вступительными текстами директора галереи Кристины Березовской и внучатой племянницы художника Анны Михайловой.

Камерный характер выставки в KGallery, очень подходящий этому искусству, успели отметить многие ее посетители. Изданный каталог обладает той же подкупающей чертой: он представляет Сомова скорее в семейном окружении, а не только в контексте идей эпохи, все время не давая забыть, что рядом с художником на втором плане присутствует любимая и любящая сестра с домочадцами. Прикладному творчеству Анны Сомовой-Михайловой посвящена отдельная статья Валентины Спешиловой: дамские сумочки, вышитые мешочки и шляпные украшения, выполненные ею в 1910-е годы по эскизам брата и находящиеся в собраниях ГРМ и Вятского художественного музея, теперь атрибутированы и подробно описаны. Другие работы в области декоративного искусства — фарфоровые группы Сомова — стали предметом интереса Владимира Левшенкова.

Владимир Круглов, ведущий сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея, демонстрирует, что представленный в экспозиции ряд сомовских работ может стать основой для полноценного рассказа о художнике, оснащенного при этом тропами традиционного искусствознания. Статья Дмитрия Северюхина «Сомов и Россия» — энциклопедический комментарий, обстоятельно и подробно раскрывающий каждую из упомянутых в биографии Сомова художественных и повседневных реалий, связанных с Петербургом начала XX века. В центре статьи Анны Кондорф «„Галантная книга“ Константина Сомова» — издания прославленной «Книги Маркизы», но также она посвящена печатной графике художника в целом: от экслибрисов, журнальных обложек и виньеток до иллюстраций к «Опасным связям» 1934 года, которые стали его последней работой в книге. Романом Шодерло де Лакло Сомов уже пользовался, создавая «Книгу Маркизы».

Отбирая французские, итальянские, немецкие тексты, печатая их со своими иллюстрациями на языке оригинала и занимаясь этой работой в Петрограде 1918 года, Сомов, помимо всего прочего, смог в предлагаемых историей обстоятельствах поддерживать определенный уровень культуры, не просто книжной, но непосредственной — хотя, возможно, он об этом не задумывался. В то же самое время, когда в 1927 году в Париже с иллюстрациями Сомова вышел роман Лонга «Дафнис и Хлоя» на французском языке, в Ленинграде группа молодых филологов перевела и издала два других позднеантичных романа с похожей сюжетной канвой: «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и «Эфиопика» Гелиодора. Среди участников переводческого кружка АБДЕМ было два выдающихся русских писателя — Андрей Егунов и Константин Вагинов. Вполне возможно, что стиль иллюстраций Сомова и выраженная в них эстетика тогда казались реликтом прошлого, чем-то вроде засушенной бабочки, сохранившей радужную расцветку крыльев, но все же были им близки.

Сегодня вряд ли стоит питать надежды на возвращение большого общественного интереса к искусству Сомова, о котором в своей статье пишет Владимир Круглов. Однако творчество художника остается предметом зрительской любви, а выставка и каталог свидетельствуют как раз об этом.

Материалы по теме
Просмотры: 4613
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
8
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
9
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
10
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru