18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Константин Сомов вернулся с маркизами

№52
Материал из газеты

Большая выставка звезды Серебряного века открылась в петербургской KGallery. Предыдущая ретроспектива художника прошла в Русском музее полвека назад

Состав впечатляет: 121 произведение звезды Серебряного века. Живопись, ручная и печатная графика, книги, фарфор из собраний Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея-квартиры И.И.Бродского, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также из десятков частных зарубежных и российских коллекций. Плюс фотоархив, предоставленный наследниками Константина Сомова.

Предыдущая большая персональная выставка художника состоялась в Русском музее в 1969 году к его 100-летию. Казалось бы, постсоветские свободы, которые позволили несколько раз переиздать самое знаменитое сомовское произведение — «Книгу маркизы» с эротическими иллюстрациями, подвигали на большой выставочный проект. Но не складывалось, хотя Сомов — непременный участник всех показов, связанных как с объединением «Мир искусства», в создании которого он участвовал, так и всего, что относится к культуре Серебряного века.
В биографии художника важны три обстоятельства. Первое — генетика. Он родился в семье хранителя Эрмитажа, историка искусства Андрея Сомова. Второе — талант. Он успешно учился в петербургской Академии художеств у Ильи Репина и в Академии Коларосси в Париже. Третье — везение. В 1923 году он был назначен комиссаром «Русской выставки», которая выехала на длительные гастроли в США, и больше в СССР не возвращался. Нетрудно предположить, что ждало автора «Маркизы» в 1937-м, а может, и раньше.

В 2007 году картина Сомова «Радуга» (1927) была продана на русских торгах Christie’s в Лондоне за $7,4 млн. Сомов занял почетное 14-е место в списке самых дорогих художников, родившихся в России. Если честно отбросить тех, кто, как Марк Ротко, стал профессионалом на Западе, то Сомов войдет в десятку.

На петербургской выставке представлен более ранний вариант «Радуги», 1920 года. Еще одна значимая работа — «Обнаженный юноша». Это портрет Бориса Снежковского, спортсмена, парижского друга и модели Сомова для Дафниса при создании им иллюстраций к роману «Дафнис и Хлоя». Владелец картины Русский музей не рискнул бы ее показать — в частной же галерее это возможно. Любителям более традиционных портретов будут интересны живописные и графические изображения родственников и наследников художника, а также его петербургских и парижских друзей: Анны и Евгения Михайловых, Елизаветы Званцевой и Надежды Добычиной, Мефодия Лукьянова и Бориса Нольде. Акварель «Влюбленный Арлекин» прежде принадлежала известному парижскому коллекционеру Гаригу Басмаджяну. Разумеется, не обошлось и без «Книги Маркизы», она представлена всеми тремя — берлинским и петербургскими — изданиями, вышедшими в 1907 и 1918 годах.

KGallery
Константин Сомов
До 14 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+