18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрустальная мечта строителей светлого будущего

№53
Материал из газеты

Первая большая выставка советского стекла и керамики от оттепели до 1980-х продлится в Музее декоративно-прикладного и народного искусства до 27 ноября

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства не остался в стороне от 100-летия революции 1917 года — выставка «Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980» открывает цикл проектов музея под общим названием «Рожденные Октябрем».

Как рассказала главный хранитель музея Ольга Милованова, на выставке представлено около 500 работ, охватывающих практически всю обширную географию советского производства художественной керамики и стекла: Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский завод художественного стекла, Дятьковский и Гусевский хрустальные заводы.

Богатые фонды позволили музею не только показать, как художники, работавшие со стеклом и керамикой, экспериментировали в постоттепельное время на территории новых материалов, новых техник и новых тем; создание отдельного зала, посвященного юбилейной тематике, дает возможность оценить, что происходило в это время с воплощением сюжетов более чем традиционных: «Народ и партия едины. Слава КПСС» (1970-е), «Революционный Петроград» (1987), «Красная конница» (1969). В этом же зале — композиция «Хорошо» (1968), созданная одним из основателей отечественной школы художественного стекла Борисом Смирновым, который в годы войны возглавлял маскировочную лабораторию Балтийского морского флота, а после — тесно сотрудничал с Верой Мухиной
В следующих залах мы видим эпоху 1960–1980‑х уже вне официального контекста. Молочно-белое «Половодье» (1980-е) одного из самых востребованных и разносторонних ленинградских мастеров Юрия Манелиса соседствует с фарфоровой сценой из спектакля «Милый лжец» (1962) — популярнейшего спектакля МХАТа того времени. Аста Бржезицкая, работавшая для Дулевского фарфорового завода, а также делавшая майолики и рельефы станции метро «Таганская», изобразила здесь легендарный звездный состав спектакля — Ангелину Степанову и Анатолия Кторова. Здесь же предметы из сервиза «Вальс» (1960‑е) Юрия Ганрио, создававшего на Дмитровском фарфоровом заводе новые формы посуды и сервизы с названиями и декором, вполне отвечавшими духу времени: «Квант», «Электрон», «Дипломат».

Проходя по залам, видишь, что выплеск творческой энергии оттепельной эпохи вовсе не угас, не остался заключенным в промежутке между определенными историческими событиями — он совершенно естественно продлился во времени, растворяясь в новых изобразительных формах, проявляясь в образах, выборе тем и героев, в том, что и называется творческой свободой. 

Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+