18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей на букву «Т»

№53
Материал из газеты

Третьяковская галерея показала свой новый образ и новый логотип — аскетичную букву «Т». Ребрендинг омолодил музей, но вызвал ожесточенные споры. Однако рано или поздно с необходимостью что-то менять сталкивается практически любой мировой музей

Государственная Третьяковская галерея дала хороший повод задуматься о современном музее. Но не о его внешнем образе, а именно о сущности самого учреждения культуры. Потому что, как известно, внешний образ, фирменный стиль — это и есть наглядное воплощение сущности музея. Каждый стремится выглядеть тем, кем себя считает. Так что воспользуемся этим поводом не для критики внешних перемен, а для размышлений об их сути.

Третьяковская галерея запустила новый сайт, изменила логотип и весь фирменный стиль, а также переименовала здание на Крымском Валу, идеологически опираясь на сформулированную год назад концепцию развития.

Да, сайт требовалось осовременить давно. Другие изменения не представляются существенными, а название «Новая Третьяковка» кажется запоздавшим. Так говорили москвичи в прошлом веке, теперь здание стало старым и для нового поколения, и для новых москвичей. Ссылка на примеры Тейт Модерн или Pinakothek der Moderne не слишком корректна: там название главного музея не изменилось, а у нас трансформировалось в просторечие.

Сама галерея, судя по презентации ребрендинга, своим достижением гордится. Нетрудно предположить, что для большинства посетителей все эти визуальные перемены не особенно важны, главное — чтобы сайт работал, не падал в дни продажи билетов на ажиотажные выставки. Хотя все же не стоит недооценивать и эстетического чувства посетителей художественных музеев. К примеру, любой вздрогнет от счастья, зайдя на сайт нидерландского Рейксмузеума — великолепного произведения высокого дизайнерского искусства.

Публика профессиональная к свежему результату деятельности агентства ONY снисходительна. «Терпимо, без шика, Музыченко им такое же делал лет 15 назад», — так охарактеризовал обновление искусствовед Сергей Серов, вице-президент Академии графического дизайна. Владимир Музыченко, профессор Строгановки, разработал фирменный стиль Третьяковской галереи 12 лет назад, и музею он показался устаревшим именно за давностью лет. Но стиль «визуальной идентичности» для Лувра, например, был создан студией Grapus под руководством Пьера Бернара в начале 1990-х. Небесно-облачный фон, символизирующий божественную и вечную суть искусства, а также смотрящие прямо на зрителя глаза Джоконды — две эмблемы музея — говорят о высокой ценности искусства и его открытости, глаза в глаза, для каждого до сих пор.

Но Лувр — многолетний рекордсмен по посещаемости, он может позволить себе думать о вечном. Третьяковке же приходится бороться за зрителей, привлекая их в здание на Крымском Валу. Ставку музей давно сделал на молодежь, которая, по идее, должна прямо из «Гаража» и Парка культуры заехать погожим летним днем в Новую Третьяковку. Можно и на скейтборде — в рекламном ролике нового стиля галереи зрителей представляют юные хипстеры, хотя кассу им делают по большей части пенсионеры, а из молодежи — «ботаны».

Вообще, пожилые и молодые — основные посетители музеев, что и понятно: у них больше свободного времени, им надо заполнять досуг. Вот люди среднего поколения закончат карьеру, вырастят детей и будут чаще ходить в музей, а молодежь, наоборот, детей заведет и начнет вкалывать — тут уж не до музея. Естественно, что Третьяковка хочет привлечь новую категорию посетителей, но упор на молодежь кажется мне крайне непрактичным и не политкорректным, проявлением эйджизма. Кстати, ни на одном из зарубежных музейных сайтов образ молодого зрителя не появляется, хотя у каждого музея — своя специфика. Например, лондонская Национальная галерея большой раздел посвятила благотворителям, отмечены даже те, кто пожертвовал £5. У нашей галереи национального искусства зато есть уникальный раздел «Миссия», прямо скажем, для пользователей сайта не важный.

Другое дело — раздел «Коллекция», важнейший для всех. На сайте Метрополитен-музея его можно рассматривать часами; вообще, сетевое представление этого музея грандиозно, по нему можно учить историю искусства. Но вот тексты там сухие, не чета нашим. На новом сайте Третьяковской галереи картины представлены по старинке, на до комизма допотопном языке советского искусствоведения: «Неяркое золото деревьев второго плана, „жаркий“ цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о том, что осень уже пришла…» Или: «Мраморную белизну кожи оттеняет фигура черной служанки, привнося в картину легкий привкус эротики». Тут уж не до того, что иллюстрации расположены на странице некрасиво.

Впрочем, это все мелочи, со временем исправимые. Но что делать с исчезновением милого сердцу солидного логотипа ГТГ и изображения всеми любимого васнецовского терема в Лаврушинском?

«Сегодня Третьяковская галерея уже не помещается в знаменитый „красный домик“», — утверждает музей — и заменяет родной и любимый, уникальный и сказочный образ одной нелепо вытянутой, неустойчивой буквой «Т».

Это «элемент, которого нет в других музеях», — продолжают гордиться разработчики. В других музеях и правда нет (у большинства или логотип из нескольких букв, или название целиком). Но «Т» — это прежде всего телефон и такси, а ГТГ — это Государственная Третьяковская галерея и ничего более. Так все это выглядит, по крайней мере, в восприятии людей старшего поколения.

Но, как показал опрос Сбербанка «30 фактов о современной молодежи», конфликта поколений сейчас нет. Среди молодых принято любить родителей и уважать их мнение, а также заниматься самообразованием. И цель жизни у них — интересно жить, быть счастливыми. И вот тут Третьяковка прямо ответила на их запрос. В разделе «Миссия» написано, что задача галереи — «делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+