18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Есть ли будущее у ярмарок искусства?

№52
Материал из газеты

Бывший директор ярмарки Pulse размышляет о том, как должен развиваться этот формат, чтобы выжить. По его мнению, чтобы существование ярмарок было оправданным, они должны стать лучшими инструментами не только продаж, но и продвижения искусства

Сейчас только ленивый не критикует ярмарки искусства, где коллекционеры в оцепенении бродят между стендами, а художники чувствуют себя коровами на экскурсии по скотобойне. Однако это колоссальная экономика, в которую вовлечены тысячи людей — как художников, так и связанных с искусством специалистов. Да, арт-бизнесу есть над чем работать, но в целом я не понимаю, чем плохи ярмарки в качестве экономического двигателя мира искусства.

Художественные ярмарки в прямом и переносном смысле служат местом встреч художественного сообщества. Ярмарки остаются принципиально важными площадками для маленьких и средних галерей, представляющих широчайший слой экономики. Для них ярмарки играют роль места, где они устанавливают связи с клиентами и укрепляют репутацию. И какими бы несовершенными площадками ни были художественные ярмарки, Интернет, даже со всеми современными технологиями, никогда не сможет подарить нам то ощущение чуда, которое испытываешь, стоя перед произведением.

Несмотря на то что ярмарки в том виде, в каком мы их знаем, высасывают силы, творческую энергию и деньги из принимающих в них участие галерей и художников, практические решения этой проблемы существуют. Например, можно разрешать галереям участвовать в ярмарке не каждый год, не теряя при этом своего места, что позволит снизить общий синдром «усталости от ярмарок», с которым сталкиваются как галеристы, так и ценители искусства.

Среди других имеющихся у ярмарок возможностей — уменьшение масштабов (или хотя бы масштабов амбиций) региональных художественных ярмарок, движение в сторону интеграции с цифровыми и другими платформами, расширение области деятельности как в пространстве, так и во времени. Новая программа Pulse360 ярмарки Pulse, программа Art Basel Cities, межгалерейный лондонский проект Condo и мероприятия в духе «недели галерей» служат примерами удачных альтернативных моделей по расширению формата художественной ярмарки.

Ярмарки испытывают трудности или закрываются не из-за конкуренции с себе подобными, а из-за того, что борются за деньги и внимание посетителей и галерей. Отсюда и рост арендных ставок на большие площадки, и траты на поддержку музейных выставок и публикаций. После 2017 года выживут и будут процветать те из них, кто будет соответствовать запросам аудитории и сможет найти баланс между коммерцией и ответственностью.  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+