The Art Newspaper Russia
Поиск

Пять признаков пейзажного парка: без подготовки не гулять

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Ее куратор Борис Соколов рассказал о самых важных и удивительных элементах пейзажного стиля XVIII — первой половины XIX века

«Утопленная ограда», или «Ах-ах»

«Ах-ах» — такой возглас издавали удивленные гости, внезапно оказывавшиеся, прогуливаясь по парку, у ограды, которой, кажется, не существует. В зеленом газоне аккуратно выкопана траншея: с одной стороны отвесная, обложенная камнем, а с другой стороны пологий откос, чтобы никто: ни люди, ни животные — не переломали себе ноги. «Утопленная ограда» — вид ограждений, который на континенте и в России воспринимался, скорее, как курьез, но до сих пор сохранил популярность в Англии как рабочий элемент парка. Дело тут в отношении к животным, особенно к овцам, которые в Англии, в отличие от других стран, воспринимаются как важная часть усадебного пейзажа.

Теоретики, создававшие английский парковый стиль, восхваляли «утопленную ограду» как путь к непрерывному пейзажу: отсутствие заборов требовало уравновешивать разные по оформлению части парка. Романист Гораций Уолпол писал: «Лишь только свершилось это волшебство, тут же последовали выравнивание, стрижка и трамбовка. Чтобы не проводить слишком резкой черты между утонченным и грубым, обширные внешние части необходимо было включить в некий общий замысел; и когда в планы были включены не только новшества, но прежде всего природа, то всякий сделанный шаг указывал на новые красоты и вдохновлял новые идеи».

Еще до прихода английского пейзажного стиля в парке Версаля было создано место, где аллея прерывается вариантом «утопленной ограды», но это просто каменный ров с водой. Не заметив его, можно упасть и покалечиться. А английская «ах-ах» эпохи Просвещения — это ограда «просвещенная», гуманная, выполняющая свои функции, но не причиняющая вреда.

Руина

В эпоху создания пейзажных парков их строители нередко вдохновлялись картинами и гравюрами, изображающими руины: они хранили величие Римской империи. В XVIII веке руины впервые начали строить специально, для украшения выбранных мест парка. Но в дело шли и настоящие развалины, поскольку при всей благоустроенности Англия — это поистине страна руин. Во времена становления англиканской церкви при Генрихе VIII многие монастыри сознательно разрушались, и их руины до сих пор присутствуют в пейзаже. Например, в усадьбе Стадли-Роял на севере Англии руины аббатства Фонтхил вписаны в пейзаж как грандиозный романтический элемент.

Большинство руин в пейзажных парках все же искусственные и часто скрывают внутри себя библиотеку или салон. Недалеко от Версаля, в имении под названием Дезер-де-Ретц находится дом в виде сломанной коринфской колонны, а внутри него — шесть этажей вполне комфортных помещений.

Екатерина II, которая тонко понимала и использовала моду, в том числе на пейзажные парки, построила в Царском Селе несколько руин. Небольшая руина находится на острове около Концертного зала. Она похожа на пострадавшую от времени древнеримскую беседку. На самом деле это кухня, где готовили блюда, чтобы подавать в павильон. «Башня-руина» похожа на часть исполинского архитектурного сооружения, часть обломанной и ушедшей в землю колонны, к которой пристроена огромная арка. Руина содержит политическое послание: на замковом камне арки написано, что она посвящена русско-турецкой войне, в которой Россия одержала победу.

Блаженная деревня

Образ прекрасной идиллической деревни — сampania foelix — занимал умы жителей древнеримских городов, которые уставали от тесноты и духоты, людей эпохи Ренессанса и просвещенных англичан XVIII века. Мечту о безмятежной деревенской жизни создатели пейзажных парков стали воплощать в жизнь: перестраивали соседние деревни, в которых жили настоящие крестьяне, чтобы из окна усадьбы открывался прекрасный вид, или строили маленькие бутафорские деревни.

Во Франции преобладало «игрушечное крестьянство», когда богатые павильоны снаружи выглядели как скромные сельские дома. Первую такую деревню в имении Шантийи создала дочь принца Конде; гостями «мельницы» с грубой мебелью и травой, покрывавшей пол, стали многие коронованные особы, в том числе будущий русский император Павел c супругой. Деревня в Шантийи вызвала творческую ревность королевы Марии-Антуанетты, которая через год построила в парке Трианон в Версале еще более изысканную деревню, похожую на театральную сцену из жизни крестьян. Обе они сохранились до наших дней.

Строились и деревни-фантазии, чаще всего «китайские», которые пришли на смену одиночным китайским пагодам. Они были распространены во Франции и Германии, а в Швеции в королевской резиденции Дроттнигхольм была построена «китайская» деревня Кантон — живописная, но имевшая хозяйственное назначение. Король пробовал разводить там шелковичных червей для производства шелка, конечно без особого успеха. Мы знаем эту моду по Китайской деревне в Царском Селе.

Англо-китайский сад

Англичане, разрабатывая принципы пейзажного парка, вдохновлялись сведениями о китайских садах, искусно подражающих природе, представляющих собой маленький образ большой природы, с моделями гор и водопадов. Долгое время китайские сады оставались далеким мифом, их почти никто воочию не видел. Но ближе к концу XVIII столетия о красоте китайских садов стал писать человек, который с ними познакомился лично — архитектор Уильям Чемберс. Рассказы его были странными: в этих садах будто бы ценились причудливые камни, сквозь отверстия которых раздается свист ветра, там из-под земли доносятся звуки водопадов, стоят сломанные деревья и полусожженные хижины. Вскоре выяснилось, что такие сады были порождены фантазией Чемберса, а по сути были воплощением идей зарождавшегося романтизма.

Французы, которые ревниво относились к достижениям Англии, тотчас объявили пейзажные парки «англо-китайскими садами», подражанием, а не собственным созданием британцев. Те возмущенно защищались, но название закрепилось во многих странах Европы. «Англо-китайским» обычно называли традиционный пейзажный парк, но со множеством извилистых дорожек, холмиков и «китайских» построек: беседок, мостиков, оград.

Сооружение, присутствующее в пейзажных парках и действительно происходящее из Китая, называется «скалы» — декоративное нагромождение утесов, какое часто встречается на китайских свитках, с легкой беседкой на вершине. Такие «скалы» с беседками строились в десятках усадеб мира. Так устроен и Большой Каприз в Царском Селе. Архитектор Василий Неелов создал его на основе гравюры, которую дала ему Екатерина II.

Елисейские поля

Элизиум — античный литературный образ, обиталище блаженных душ. Эпоха Просвещения была прекрасна еще и тем, что воплощала античные фантазии в жизнь. Одни из первых Елисейских полей были созданы в грандиозном английском парке Стоу. Архитектор Уильям Кент запрудил речку, велел насыпать в ее русло черного песка, чтобы усилить впечатление от Стикса, реки Аида. Долина укрыта мрачными зарослями ольхи, а внутри это райский пейзаж, где друг напротив друга стоят храмы Древней Добродетели и Доблестных британцев. Подковообразный храм украшен бюстами (Шекспир, Милтон, королевские пираты Рейли и Дрейк), которые хозяин парка подбирал, вкладывая в это политический смысл. Так же подошла к выбору и расстановке бюстов и Екатерина II, уже в Камероновой галерее Царского Села.

В немецком парке Вёрлиц есть назидательный Элизиум: гость идет сквозь аллею и на развилке должен выбрать один из трех путей. Неправильные пути ведут к обрыву, а правильный — к прекрасной лужайке, которая называется Елисейскими полями.

Просмотры: 2638
Популярные материалы
1
Директор «Исаакиевского собора»: «За четыре месяца я постарел на десять лет»
Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», принял решение уйти со своего поста, не дожидаясь окончания контракта.
24 апреля 2017
2
Чудо о Кифере
Куратор и критик Лиза Савина по стечению обстоятельств попала на монтаж выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже и задумалась о том, как причудливо рубятся окна в Европу.
28 апреля 2017
3
Реновация угрожает жилым кварталам эпохи конструктивизма
Защитники архитектурного наследия публикуют информацию о том, что в связи с законопроектом о реновации в Москве могут пострадать жилые кварталы 1920-х годов.
28 апреля 2017
4
Какие выставки стоит посетить в майские праздники
Музеи и галереи Москвы и Петербурга рассказали об изменениях в расписании перед праздниками. Мы собрали для вас эту информацию и ссылки на статьи TANR об интересных выставках, которые можно посмотреть с 1 по 9 мая.
28 апреля 2017
5
Константин Акинша: «Музейные ценности часто становятся заложниками большой политики»
Прошедшая в Эрмитаже проверка комиссии Минкультуры снова заставила говорить о «секретном искусстве». Музейные распродажи 1920–1930-х годов и судьбу военных трофеев TANR обсудила с искусствоведом Константином Акиншей.
25 апреля 2017
6
Музейные приложения: лучше, чем компьютерные игры
ГМИИ им. Пушкина приглашает на экскурсии в очках виртуальной реальности, Новгородский музей-заповедник оцифровал уникальные фрески Феофана Грека, Тульский музей оружия зовет в виртуальный тир.
26 апреля 2017
7
Сhristie’s показал русское искусство в Москве
На предаукционной выставке Christie’s в Москве представлены топ-лоты русских торгов, которые состоятся в Лондоне 5 июня. Эстимейты на живопись, графику и прикладное искусство заметно ниже, чем были несколько лет назад.
26 апреля 2017
8
Метафизические поиски простых вещей среди кухонной утвари
В Пушкинском музее открылась ретроспектива Джорджо Моранди.
27 апреля 2017
9
Художники против сноса
Дуэт «МишМаш» начал флешмоб против закона о реновации.
27 апреля 2017
10
Сергей Кудрявцев: «Ранний русский авангард является единственным в России настоящим авангардом»
Основатель московского издательства «Гилея» — об Александре Бренере и Казимире Малевиче, а также о самых важных, самых любимых и самых трудных из своих 120 выпущенных книг.
27 апреля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru