The Art Newspaper Russia
Поиск

Военкор Василий Верещагин

Государственный Русский музей к 175-летию со дня рождения Василия Верещагина собрал практически все его наследие — 200 картин и рисунков из десятка отечественных музеев

Василий Верещагин (1842–1904) — мечта куратора. Его жизнь четко делилась на периоды-путешествия, к которым подвязывались серии картин. У художника есть хиты, по ним он знаком любому зрителю. Наконец, пристрастие к вычурным рамам подпитывает интерес любителей русского искусства: зачем позолота и богатая резьба сопровождает изображения смерти или портреты нищих?

По этим опорным точкам Государственный Русский музей и построил выставку: 200 картин и рисунков из десятка отечественных музеев, главные — Государственная Третьяковская галерея и ГРМ, а также предметы из Российского этнографического музея. Последний раз Верещагина подробно показывали 25 лет назад к предыдущей круглой дате. Тогда Третьяковка выставила все, что у нее имеется: 138 картин и эскизов, 400 рисунков. Кстати, в собрании самого Павла Третьякова было 237 живописных произведений художника, позже часть из них попала в региональные музеи. Следующая выставка Верещагина запланирована в Третьяковке на март 2018 года.

Илья Репин назвал Верещагина гражданином-деятелем, сверхчеловеком, обладателем универсальных дарований. Художественный критик Федор Булгаков уточнил: художник-антимилитарист, путешественник, писатель, этнограф, герой войны. Все титулы уместны, но главный все же — Художник. Принятый в Академию художеств и не окончивший ее. В 32 года удостоенный звания профессора и отказавшийся от него.

Какую карьеру мог выбрать для своего сына предводитель череповецкого уездного дворянства? Который, будучи Василием Васильевичем, назвал сына Василием. Конечно, военную. Оттрубив положенные семь лет в Морском кадетском корпусе, Верещагин получил звание гардемарина флота и через неделю вышел в отставку, чтобы в том же сезоне поступить в Академию художеств.

На втором курсе студент Верещагин получает малую золотую медаль за графический эскиз к программе «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Но судьба мифологического персонажа, подвигнувшего Джеймса Джойса на создание эпического романа, не волновала Верещагина. Он посещал лекции историка Николая Костомарова и покинул академию, формально оставаясь в классе пейзажной живописи. Впереди был Париж, занятия в Академии изящных искусств в мастерской модного французского ориенталиста Жан-Леона Жерома, автора эрмитажной картины «Бассейн в гареме». Но сначала Верещагин съездил на Кавказ и в Закавказье, где много рисовал. В собрании Русского музея хранятся, в частности, выразительные скетчи «Мингрелец», «Кумык-оружейник из Пятигорска», «Мальчик Алексей с почтовой станции Казбек», «Армянин Антон из Моздока».

1867 год стал датой рождения того Верещагина, которого мы знаем сейчас. Он поступил прапорщиком в распоряжение Константина фон Кауфмана, туркестанского генерал-губернатора и командующего Туркестанским военным округом. Россия расширяется, двигаясь в Среднюю Азию, но ошибочно думать, что Верещагиным двигал патриотический угар. Позже он напишет в воспоминаниях: «Страстной любви к Востоку у меня не было, черт побери. Там было свободнее, вольнее, чем на Западе. Вместо парижской мансарды или комнаты на Среднем проспекте Васильевского острова у меня была киргизская палатка, вместо натурщиков — живые люди. Картины являлись сами собой, я не искал их». Под этим подпишется любой фотограф-стрингер, работающий сегодня в горячих точках. Кстати, художник тщательно искал самые важные детали, соперничая с набиравшим силу искусством фотографии. Но важнее всего слова «черт побери». Они объясняют, почему Верещагин пишет «После удачи» (басмачи с головой русского солдата) и «После неудачи» (русский воин прикуривает трубку около груды тел своих противников). В Средней Азии созданы «Дервиши в праздничных нарядах» и «Хор дервишей, просящих милостыню». Художник этнографически изображает одежду бродяг, поющих молитвы. Оба сюжета — головы и дервиши — ему скоро пригодятся.

Самые знаменитые картины Верещагин создал в мюнхенской мастерской. По его словам, «этюды учили, картины созревали гораздо позже». Там появились «Нападают врасплох», «Смертельно раненный», «У дверей мечети», «Продажа ребенка-невольника» и, наконец, «Апофеоз войны». Эту картину часто считают протестом Верещагина против преклонения перед Тамерланом, в XIV веке залившим кровью Евразию. Но художник беспощаден: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Такое творческое и человеческое усилие требовало паузы — художник едет в Индию и Гималаи. Подробно фиксирует мавзолей Тадж-Махал и буддистские праздники. В горных пейзажах ему явно не хватает эзотерики, которую найдет Николай Рерих. Впрочем, муза Верещагина была далека от теософской созерцательности. В 1877–1878 годах он участвует в русско-турецкой войне на Балканах. И снова как убежденный антимилитарист пишет «Побежденные. Панихида», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». На большом полотне «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» на первом плане изображены убитые русские солдаты и только вдали — принимающий парад генерал Михаил Скобелев на коне и подброшенные вверх шапки победителей.

В 1880 году «Балканская серия» была представлена Александру II, который отказался купить ее в казну. По слухам, наследник престола, будущий персонаж Паоло Трубецкого, не отличавшийся художественным вкусом, говорил грубости про Верещагина. По счастью, жил в России купец Павел Третьяков.

В биографии Верещагина оставалось три войны. Первая — виртуальная — вылилась в серию картин «1812 год», она заняла у художника 17 лет. Самые известные, долго украшавшие школьные учебники — «На большой дороге. Отступление, бегство» и картина о партизанах «Не замай — дай подойти», обе с изображением снегов, погубивших французов. Наполеон и его маршалы удались Верещагину меньше.

В 1888–1894 годах художник путешествует по Золотому кольцу и Северу. Итог — изображения московских печей, ростовских резных иконостасов, портреты оленевода, нищенки и дворецкого на пенсии. Сами по себе они не столь интересны — спасают шикарные рамы, плод продуманной выставочной стратегии Верещагина, который показывал свои картины по всей Европе и в США. Чаще всего рамы делались по специальному заказу с богатым резным или лепным декором, матовым и глянцевым золочением, восхищавшим даже Владимира Стасова, не любившего излишеств в искусстве. Даже в мастерской Верещагин хранил картины в рамах и Третьякова просил их возить только в них, несмотря на то, что вес картины увеличивался в разы (счет шел на десяток-другой пудов), а ящики с картинами занимали целые железнодорожные платформы.

Вторая война для Верещагина также была виртуальной. По следам испано-американской войны 1898 года художник сгонял на Филиппины и создал «госпитальную» серию, в которой в роли сестры милосердия позировала его жена Лидия, и «ковбойскую» серию с характерной картиной «Шпион».

Реальная русско-японская война стала для Верещагина роковой. Он погиб 31 марта 1904 года от взрыва на броненосце «Петропавловск». По иронии злой судьбы художник-путешественник 30 лет мечтал о поездке в Японию. В 1903 году он провел четыре месяца в Токио, Киото и Никко, оставив добрые воспоминания и трогательные картины в рамах, которые отделаны японской парчой «ямато нисики».

Государственный Русский музей
Василий Верещагин
20 апреля – 24 июля

Просмотры: 3361
Популярные материалы
1
В Москве сносят памятник конструктивизма — ДК имени Серафимовича
Строительная техника начала демонтаж здания после того, как в Департамент культурного наследия города Москвы подали заявление о проведении экспертизы для внесения его в реестр охраняемых объектов.
26 июня 2017
2
Армения покажет первую триеннале современного искусства
20 июля в Ереване и Гюмри запустится новая триеннале современного искусства, которую начнет выставка Ильи и Эмилии Кабаковых.
22 июня 2017
3
Кандинский из Музея живописной культуры продан за рекордные £33 млн
«Картина с белыми линиями», когда-то хранившаяся в Музее живописной культуры на Волхонке и в Третьяковской галерее, продана на вечернем аукционе Sotheby’s 21 июня в Лондоне за £33 млн.
22 июня 2017
4
Андрей Кончаловский готовит фильм о Микеланджело
Картина расскажет о поездках скульптора в Каррару. Кастинг на главную роль продолжается. Российский режиссер готов к работе в том числе и с непрофессиональными актерами.
21 июня 2017
5
Три Бакста
Три издания, каждое из которых по-своему эффектно, стали хорошим дополнением к юбилейным выставкам художника.
23 июня 2017
6
Братская доля: Альберто и Диего
Ретроспектива Альберто Джакометти в Тейт Модерн служит очередным подтверждением его репутации одного из главных мастеров ХХ века. Но не стоит недооценивать роль младшего брата скульптора, Диего Джакометти.
26 июня 2017
7
Участие в выставке стоило статуе руки
Зато она стала более аутентичной. Неумело доделанную руку средневековой майоликовой скульптуры "Мадонна с младенцем" из Музея Фицуильяма решили не восстанавливать.
21 июня 2017
8
Автором Звенигородского чина может оказаться не Андрей Рублев
Новейшие исследования показали, что знаменитые иконы из собрания Третьяковской галереи мог написать не Андрей Рублев, а художники из греко-русской среды. Результаты будут опубликованы в монографии, выпустить которую планируют в 2018 году.
27 июня 2017
9
Три выставки недели
Персональная выставка британского архитектора Дэвида Аджайе в «Гараже», пейзажи Виктора Васнецова в московском доме-музее художника, новый видеопроект Евгения Гранильщикова на «Винзаводе».
23 июня 2017
10
Леонардо Ди Каприо готов передать ФБР работы Баскиа и Пикассо стоимостью более $12 млн
Эти произведения искусства, полученные актером в подарок, были в числе миллионных активов, приобретенных на незаконно присвоенные бюджетные средства премьер-министром Малайзии при помощи финансиста Джо Лоу.
21 июня 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru