The Art Newspaper Russia
Поиск

Военкор Василий Верещагин

Государственный Русский музей к 175-летию со дня рождения Василия Верещагина собрал практически все его наследие — 200 картин и рисунков из десятка отечественных музеев

Василий Верещагин (1842–1904) — мечта куратора. Его жизнь четко делилась на периоды-путешествия, к которым подвязывались серии картин. У художника есть хиты, по ним он знаком любому зрителю. Наконец, пристрастие к вычурным рамам подпитывает интерес любителей русского искусства: зачем позолота и богатая резьба сопровождает изображения смерти или портреты нищих?

По этим опорным точкам Государственный Русский музей и построил выставку: 200 картин и рисунков из десятка отечественных музеев, главные — Государственная Третьяковская галерея и ГРМ, а также предметы из Российского этнографического музея. Последний раз Верещагина подробно показывали 25 лет назад к предыдущей круглой дате. Тогда Третьяковка выставила все, что у нее имеется: 138 картин и эскизов, 400 рисунков. Кстати, в собрании самого Павла Третьякова было 237 живописных произведений художника, позже часть из них попала в региональные музеи. Следующая выставка Верещагина запланирована в Третьяковке на март 2018 года.

Илья Репин назвал Верещагина гражданином-деятелем, сверхчеловеком, обладателем универсальных дарований. Художественный критик Федор Булгаков уточнил: художник-антимилитарист, путешественник, писатель, этнограф, герой войны. Все титулы уместны, но главный все же — Художник. Принятый в Академию художеств и не окончивший ее. В 32 года удостоенный звания профессора и отказавшийся от него.

Какую карьеру мог выбрать для своего сына предводитель череповецкого уездного дворянства? Который, будучи Василием Васильевичем, назвал сына Василием. Конечно, военную. Оттрубив положенные семь лет в Морском кадетском корпусе, Верещагин получил звание гардемарина флота и через неделю вышел в отставку, чтобы в том же сезоне поступить в Академию художеств.

На втором курсе студент Верещагин получает малую золотую медаль за графический эскиз к программе «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Но судьба мифологического персонажа, подвигнувшего Джеймса Джойса на создание эпического романа, не волновала Верещагина. Он посещал лекции историка Николая Костомарова и покинул академию, формально оставаясь в классе пейзажной живописи. Впереди был Париж, занятия в Академии изящных искусств в мастерской модного французского ориенталиста Жан-Леона Жерома, автора эрмитажной картины «Бассейн в гареме». Но сначала Верещагин съездил на Кавказ и в Закавказье, где много рисовал. В собрании Русского музея хранятся, в частности, выразительные скетчи «Мингрелец», «Кумык-оружейник из Пятигорска», «Мальчик Алексей с почтовой станции Казбек», «Армянин Антон из Моздока».

1867 год стал датой рождения того Верещагина, которого мы знаем сейчас. Он поступил прапорщиком в распоряжение Константина фон Кауфмана, туркестанского генерал-губернатора и командующего Туркестанским военным округом. Россия расширяется, двигаясь в Среднюю Азию, но ошибочно думать, что Верещагиным двигал патриотический угар. Позже он напишет в воспоминаниях: «Страстной любви к Востоку у меня не было, черт побери. Там было свободнее, вольнее, чем на Западе. Вместо парижской мансарды или комнаты на Среднем проспекте Васильевского острова у меня была киргизская палатка, вместо натурщиков — живые люди. Картины являлись сами собой, я не искал их». Под этим подпишется любой фотограф-стрингер, работающий сегодня в горячих точках. Кстати, художник тщательно искал самые важные детали, соперничая с набиравшим силу искусством фотографии. Но важнее всего слова «черт побери». Они объясняют, почему Верещагин пишет «После удачи» (басмачи с головой русского солдата) и «После неудачи» (русский воин прикуривает трубку около груды тел своих противников). В Средней Азии созданы «Дервиши в праздничных нарядах» и «Хор дервишей, просящих милостыню». Художник этнографически изображает одежду бродяг, поющих молитвы. Оба сюжета — головы и дервиши — ему скоро пригодятся.

Самые знаменитые картины Верещагин создал в мюнхенской мастерской. По его словам, «этюды учили, картины созревали гораздо позже». Там появились «Нападают врасплох», «Смертельно раненный», «У дверей мечети», «Продажа ребенка-невольника» и, наконец, «Апофеоз войны». Эту картину часто считают протестом Верещагина против преклонения перед Тамерланом, в XIV веке залившим кровью Евразию. Но художник беспощаден: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Такое творческое и человеческое усилие требовало паузы — художник едет в Индию и Гималаи. Подробно фиксирует мавзолей Тадж-Махал и буддистские праздники. В горных пейзажах ему явно не хватает эзотерики, которую найдет Николай Рерих. Впрочем, муза Верещагина была далека от теософской созерцательности. В 1877–1878 годах он участвует в русско-турецкой войне на Балканах. И снова как убежденный антимилитарист пишет «Побежденные. Панихида», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». На большом полотне «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» на первом плане изображены убитые русские солдаты и только вдали — принимающий парад генерал Михаил Скобелев на коне и подброшенные вверх шапки победителей.

В 1880 году «Балканская серия» была представлена Александру II, который отказался купить ее в казну. По слухам, наследник престола, будущий персонаж Паоло Трубецкого, не отличавшийся художественным вкусом, говорил грубости про Верещагина. По счастью, жил в России купец Павел Третьяков.

В биографии Верещагина оставалось три войны. Первая — виртуальная — вылилась в серию картин «1812 год», она заняла у художника 17 лет. Самые известные, долго украшавшие школьные учебники — «На большой дороге. Отступление, бегство» и картина о партизанах «Не замай — дай подойти», обе с изображением снегов, погубивших французов. Наполеон и его маршалы удались Верещагину меньше.

В 1888–1894 годах художник путешествует по Золотому кольцу и Северу. Итог — изображения московских печей, ростовских резных иконостасов, портреты оленевода, нищенки и дворецкого на пенсии. Сами по себе они не столь интересны — спасают шикарные рамы, плод продуманной выставочной стратегии Верещагина, который показывал свои картины по всей Европе и в США. Чаще всего рамы делались по специальному заказу с богатым резным или лепным декором, матовым и глянцевым золочением, восхищавшим даже Владимира Стасова, не любившего излишеств в искусстве. Даже в мастерской Верещагин хранил картины в рамах и Третьякова просил их возить только в них, несмотря на то, что вес картины увеличивался в разы (счет шел на десяток-другой пудов), а ящики с картинами занимали целые железнодорожные платформы.

Вторая война для Верещагина также была виртуальной. По следам испано-американской войны 1898 года художник сгонял на Филиппины и создал «госпитальную» серию, в которой в роли сестры милосердия позировала его жена Лидия, и «ковбойскую» серию с характерной картиной «Шпион».

Реальная русско-японская война стала для Верещагина роковой. Он погиб 31 марта 1904 года от взрыва на броненосце «Петропавловск». По иронии злой судьбы художник-путешественник 30 лет мечтал о поездке в Японию. В 1903 году он провел четыре месяца в Токио, Киото и Никко, оставив добрые воспоминания и трогательные картины в рамах, которые отделаны японской парчой «ямато нисики».

Государственный Русский музей
Василий Верещагин
20 апреля – 24 июля

Просмотры: 7886
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы
Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям.
15 ноября 2019
5
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
6
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
7
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
8
Контуры великой утопии
Новая книга о Борисе Иофане наглядно демонстрирует, как на протяжении жизни менялись взгляды и методы «архитектора власти».
15 ноября 2019
9
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
10
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru