The Art Newspaper Russia
Поиск

Ночь на день поменяли: у картины не только изменился сюжет, но и появился автор

Английские ученые установили, что картина, хранящаяся в художественном Музее Холбурна, написана не анонимным последователем, но самим Питером Брейгелем Младшим

Проведенные недавно реставрация и технологическая экспертиза картины из коллекции художественного Музея Холбурна в английском городе Бат подтвердили, что она действительно написана знаменитым мастером Питером Брейгелем Младшим (1564–1638), а не одним из его последователей, как считалось ранее. Это открытие означает, что отныне Музей Холбурна официально стал обладателем самого большого числа произведений фламандского художника среди государственных музеев Великобритании.

Не датированная и не подписанная работа «Свадебный танец на открытом воздухе» (1607–1615) хранилась в запасниках, когда директор музея Дженнифер Скотт решила изучить ее внимательнее. Заручившись финансовой поддержкой частного спонсора Дэвида Пайка, она связалась с реставратором Элизабет Холфорд. В 2011 году благодаря проведенной Холфорд реставрации картину «Посещение крестьянского дома» из коллекции Музея Холбурна удалось атрибутировать как работу Питера Брейгеля Младшего.

Холфорд удалила со «Свадебного танца на открытом воздухе» старую ретушь и два слоя потускневшего лака. В результате вместо сцены ночного празднования обнаружилась дневная пирушка группы веселящихся и танцующих крестьян. Техника нанесения краски совпадает с тем, что можно увидеть на других, давно известных работах Питера Брейгеля Младшего.
Исследование при помощи инфракрасной рефлектографии обнаружило мастерски исполненный подмалевок, характерный для творческого метода художника. «Кстати, именно в этот самый момент мои догадки превратились в нечто большее, — рассказывает Скотт, добавляя, что такие классические детали, как изгибающиеся вслед фигурам деревья, характерны именно для этого художника: — [Уже на подмалевке] видны живость и уверенность приема».

По словам директора музея, специалисты по творчеству Брейгеля, в том числе Кристина Кюрри, сходятся во мнении, что речь идет действительно о подлиннике. Существует более 100 версий «Свадебного танца на открытом воздухе», 31 из которых приписывается лично Питеру Брейгелю Младшему. В основе композиции лежит утраченная картина, написанная отцом художника Питером Брейгелем Старшим, знаменитым своими густо заселенными сценами крестьянских гуляний, который стремился к тому, чтобы его композиции были как можно более точными. Для этого он наряжался простым гулякой и незамеченным наблюдал за пирушками. После смерти художника в возрасте 44 лет его сыновья Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший (оба они вернули в свою фамилию выпущенную отцом букву «h» — Brueghel, чтобы их не путали со знаменитым родителем) не только создавали собственные композиции, но и копировали отцовские.

Скотт объясняет, что крестьянские сцены, созданные Питером Брейгелем Младшим и Яном Брейгелем Старшим, наследовавшими наработкам отца, были очень популярны, и отмечает, что в их цветовом и композиционном решении есть что-то «домашнее и успокаивающее». В XVI–XVII веках эти праздничные пиры олицетворяли простую жизнь людей во времена, когда иностранное господство еще не угрожало фламандским традициям. В Британии же начала XIX века перед лицом угрозы вторжения на остров наполеоновской армии именно такие уютные полотна, проникнутые светом многовековых традиций, приобрели особую притягательность для коллекционеров типа Уильяма Холбурна (картина происходит из его собрания).

Сегодня «Свадебный танец на открытом воздухе» демонстрируется вместе с еще почти 40 произведениями на выставке, посвященной художественному наследию семьи Брейгелей.

Просмотры: 2233
Популярные материалы
1
Директор «Исаакиевского собора»: «За четыре месяца я постарел на десять лет»
Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», принял решение уйти со своего поста, не дожидаясь окончания контракта.
24 апреля 2017
2
Чудо о Кифере
Куратор и критик Лиза Савина по стечению обстоятельств попала на монтаж выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже и задумалась о том, как причудливо рубятся окна в Европу.
28 апреля 2017
3
Реновация угрожает жилым кварталам эпохи конструктивизма
Защитники архитектурного наследия публикуют информацию о том, что в связи с законопроектом о реновации в Москве могут пострадать жилые кварталы 1920-х годов.
28 апреля 2017
4
Какие выставки стоит посетить в майские праздники
Музеи и галереи Москвы и Петербурга рассказали об изменениях в расписании перед праздниками. Мы собрали для вас эту информацию и ссылки на статьи TANR об интересных выставках, которые можно посмотреть с 1 по 9 мая.
28 апреля 2017
5
Константин Акинша: «Музейные ценности часто становятся заложниками большой политики»
Прошедшая в Эрмитаже проверка комиссии Минкультуры снова заставила говорить о «секретном искусстве». Музейные распродажи 1920–1930-х годов и судьбу военных трофеев TANR обсудила с искусствоведом Константином Акиншей.
25 апреля 2017
6
Музейные приложения: лучше, чем компьютерные игры
ГМИИ им. Пушкина приглашает на экскурсии в очках виртуальной реальности, Новгородский музей-заповедник оцифровал уникальные фрески Феофана Грека, Тульский музей оружия зовет в виртуальный тир.
26 апреля 2017
7
Сhristie’s показал русское искусство в Москве
На предаукционной выставке Christie’s в Москве представлены топ-лоты русских торгов, которые состоятся в Лондоне 5 июня. Эстимейты на живопись, графику и прикладное искусство заметно ниже, чем были несколько лет назад.
26 апреля 2017
8
Метафизические поиски простых вещей среди кухонной утвари
В Пушкинском музее открылась ретроспектива Джорджо Моранди.
27 апреля 2017
9
Художники против сноса
Дуэт «МишМаш» начал флешмоб против закона о реновации.
27 апреля 2017
10
Сергей Кудрявцев: «Ранний русский авангард является единственным в России настоящим авангардом»
Основатель московского издательства «Гилея» — об Александре Бренере и Казимире Малевиче, а также о самых важных, самых любимых и самых трудных из своих 120 выпущенных книг.
27 апреля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru