The Art Newspaper Russia
Поиск

Сальвадор Дали на фоне Фаберже

В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открылась выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Открытие выставки Сальвадора Дали в Музее Фаберже — большое событие. В Петербурге, в отличие от Москвы, прежде не показывали художника так представительно: несколько десятков живописных произведений разных периодов и три графические серии (из них одна — иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, датированная 1959–1963 годами, включает 100 листов и показана полностью).

Полное название выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» предполагает кураторский взгляд на наследие хорошо известного мастера. В проекте, организованном Виктором Вексельбергом и его фондом «Связь времен», приняли участие музеи и частные собрания, прежде всего фонд «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе. Монсе Агер, возглавляющая в фонде Музей Дали, стала куратором выставки.

Пресс-конференция в Белом зале Шуваловского дворца на Мойке, где размещается Музей Фаберже, собрала вокруг председателя правления фонда «Связь времен» Владимира Воронченко видное общество: председателя городского комитета по культуре Константина Сухенко, управляющего директора фонда «Гала — Сальвадор Дали» Жоана Мануэля Севильяно, научного сотрудника компании Mondo Mostre и сокуратора выставки Томаса Клемента Саломона, члена попечительского совета Музея Фаберже, издателя и коллекционера Кристофера Форбса, чье ювелирное собрание легло в основу частного музея Виктора Вексельберга.

Музей Фаберже продолжает курс, взятый им в последние пару лет, — показывать все самое известное и дорогостоящее. В наши дни это не только сокровища декоративно-прикладного искусства времен Российской империи, но и живопись модернизма. Экспозиции Сальвадора Дали предшествовала выставка Фриды Кало, а в планах до конца 2018 года, по словам Владимира Воронченко, работы Фриды в компании ее мужа Диего Риверы, Амедео Модильяни, Энди Уорхол и даже Жан-Мишель Баскиа, который в дворцовых интерьерах наверняка шокирует отечественного зрителя.

По сравнению с Фридой Кало, показанной год назад, выставка Дали больше в три раза, так что даже потеснила постоянную экспозицию музея. Начинается она с сюрреалистических работ середины 1930-х годов, в том числе совсем небольшого холста из собрания галереи Тейт «Забытый горизонт». Все эти произведения отличает живописное благородство, которое подчеркивает светло-серый тон стен и не способна испортить принятая на выставке рамочная подсветка, превращающая в плоский плакат любую картину. Другой и доминирующий оттенок в дизайне выставки — яркий оранжевый и винный красный, который служит подложкой графическим листам из цикла «Жизнь Бенвенуто Челлини», созданного в 1948 году.

Вариации на тему «Пьеты» и «Гробницы Медичи» Микеланджело, написанные Дали в последние годы жизни и образующие еще один элемент выставки, призваны подтвердить точность замысла куратора. Как сформулировал Жоан Мануэль Севильяно, «на выставке хорошо виден начавшийся в 1950-е годы переход художника от революционного взрыва к традиции; даже будучи стариком и уже видя перед собой смерть, Дали продолжал работать и сохранял контакт с духом и гением великих мастеров, которые сопровождали его с юности, благодаря чему он и стал художником».

Владимир Воронченко признался, что несколько желаемых работ для экспозиции получить не удалось: договоренности срывались в последний момент, и, скорее всего, из-за существующей политической напряженности. Тем не менее организаторам удалось преодолеть большинство преград, ведь Сальвадор Дали не только один из величайших и обожаемых публикой творцов XX века, но и любимый художник Виктора Вексельберга, который преподносит эту выставку в подарок всем любителям искусства. Возвращение Сальвадора Дали к классике, заявленное темой выставки, становится еще ощутимее на классическом петербургском фоне.

Материалы по теме
Просмотры: 2377
Популярные материалы
1
Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?
На этот вопрос отвечают директора музеев, кураторы, художники и коллекционеры в преддверии 100-летнего юбилея революции 1917 года, который сопровождается десятками выставок.
16 октября 2017
2
Российский антикварный салон: последний раз на старом месте
Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже.
16 октября 2017
3
Умер Борис Бергер
Художник, один из основателей издательства «Emergency Exit/Запасный выход» и автор знаменитого ЖЖ-сообщества «Котя» (ru_kotya) Борис Бергер скончался от тяжелой болезни в Германии на 53-м году жизни. С разрешения писателя Дмитрия Бавильского мы публикуем его воспоминания о друге.
18 октября 2017
4
Робер Лепаж: «Только искусство, которое позволит пережить какой-то опыт, может заставить современного человека выйти из дома»
Режиссер, драматург, основатель театра Ex Machina, приехавший в Москву на фестиваль TERRITORIЯ, рассказал, почему на сей раз предпочел выставку театру.
17 октября 2017
5
Русский музей показывает «Мечты о мировом расцвете»
Проект к 100-летию революции представляет, как увидели художники первые десятилетия ХХ века: от волнений 1905 года до энтузиазма первой пятилетки.
19 октября 2017
6
Павленский играет с огнем во Франции
В ночь на понедельник художник поджег Банк Франции. Будет ли ему предъявлено обвинение, пока неизвестно.
16 октября 2017
7
ГМИИ им. Пушкина может открыть филиал на Пресне
Под него планируется здание бывшего хлебозавода имени В.П.Зотова, построенное в 1931 году.
19 октября 2017
8
В Риме открылась выставка икон из России
В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием.
16 октября 2017
9
Ангел, не улетай!
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс.
18 октября 2017
10
Дмитрий Аске: «На мое творчество повлияли Lego, компьютерные игры и советские мозаики»
Художник, создатель портала Vltamarine.ru пригласил в свою мастерскую, чтобы рассказать о подготовке к большой выставке «Сквозь туман» в галерее RuArts, а также о развитии уличного искусства в России и мире и о том, почему не надо переносить граффити на холсты.
19 октября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru