В последние пять лет Афины упоминаются в новостях лишь в связи с забастовками, обострением экономического кризиса, международными скандалами, но никак не в контексте современного искусства. Куратор фестиваля Documenta 14 Адам Шимчик решил сыграть на этой ситуации — 8 апреля в Афинах откроется первая из двух частей Documenta, одной из важнейших мировых выставок современного критического искусства. Вторая часть стартует летом в Касселе, где Documenta традиционно проходит раз в пять лет начиная с 1955 года. «Учась у Афин» — название проекта этого года, который попытается ответить на важные для сегодняшней культурной повестки вопросы.
В 2012 году в рамках Documenta 13 часть произведений художников была выставлена вне Касселя: их отправили в Афганистан и в Канаду. В этом году впервые Documenta официально разделена между двумя городами. Причем «север» и «юг», Кассель и Афины, противопоставлены друг другу. Предполагается, что в противоречиях между зажиточной Германией и бедняцкой Грецией возникнет особое напряжение. При этом Documenta совсем не зрительская выставка, и флагманский проект греческой программы «Парламент тел» — это открытые встречи художников, критиков, поэтов, кураторов, писателей и политических активистов, что-то среднее между воркшопом, анархослетом и конференцией. У проекта не будет ни конкретного места проведения, ни точного набора участников, зато будет политическая повестка и четкий курс на антиколониализм, обсуждение проблем ЛГБТКИ (самоназвание людей, объединяющихся на основе их сексуальной ориентации и гендерной идентичности — лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, квир и интерсекс. — TANR) и свободное творчество, а также изучение истории западного левого движения.
Встречи в рамках основного проекта Documenta будут проходить как в центральных афинских музеях, так и на площади Синтагма, в парках, в университетах, на улицах. Общественное пространство становится одновременно и местом художественного действия, и местом диалога о том, что вообще такое сегодня общество, человек и его права, кто и на каких условиях может ими пользоваться. Девятого апреля из Афин в Кассель отправляется конная экспедиция, которая должна преодолеть 3 тыс. км. Помимо того, что она посвящена конному путешествию одного энтузиаста из Буэнос-Айреса в Нью-Йорк в 1925–1928 годах, это, разумеется, большая метафора современного переселения народов, бегущих на благополучный «север» из объятого войной «юга».
В афинской программе есть еще два направления: «34 упражнения в свободе» и «Общества открытых форм». Участники «упражнений» в рамках лекций, перформансов или кино покажут альтернативную историю Европы с 1960-х годов, где слово получат квир-активисты, борцы с колониализмом, радикальные левые — словом, все те, кого в разные годы за последние 50 лет считали террористами. «Общества открытых форм» напомнят о ценности интеллигентов в рядах любого движения, ведь именно усилиями Общества друзей чернокожих и других европейских общественных объединений XVIII века рабство впервые получило негативную окраску в глазах элиты.
Одним из самых зрелищных событий обеих частей Documenta станет сооружение копии афинского Парфенона из книг, запрещенных сейчас или когда-либо в прошлом, в Касселе на площади Фридриха. На этом месте в 1933 году немецкие студенты из нацистской партии сожгли около 2 тыс. книг «негерманского духа». «Книжный Парфенон» — произведение аргентинской художницы Марты Минухин, она реконструирует свою работу, созданную в Буэнос-Айресе в 1983 году после падения военной диктатуры в Аргентине. Тогда копия храма была составлена из изданий, запрещенных хунтой, а через несколько дней инсталляцию наклонили с помощью двух подъемных кранов, позволив зрителям забрать книги домой. Раздать книги планируют и в Касселе.
Избежать античной темы в Афинах не удастся, наверное, ни одному куратору. В день открытия Documenta 14, как сообщают греческие газеты, по городу пройдет театрализованная конная процессия, которая воспроизведет сцены, изображенные на рельефном фризе Парфенона. Таким образом греческие чиновники из Совета по археологии решили, судя по всему, показать приезжим критикам и кураторам, как должен выглядеть диалог с историей.
К слову, Documenta этого года вполне может считаться исторической, ведь она совпала с 57-й Венецианской биеннале современного искусства и с 5-м фестивалем «Скульптурные проекты» в Мюнстере. На биеннале, которая пройдет под руководством куратора Кристин Масель, будут экспозиции 85 национальных павильонов, причем 4 страны участвуют впервые: Антигуа и Барбуда, Кирибати, Нигерия и Казахстан. Мюнстерский фестиваль — уникальное событие, проходящее раз в десять лет и собирающее в одном парке работы лучших современных скульпторов. В отличие от междисциплинарной и принципиально не зрелищной Documenta, эти выставки совсем не чужды пластической красоты и громких имен, однако все три можно объединить под лозунгом нынешней Венецианской биеннале «Viva arte viva». Искусство сегодня — это по большей части философский спор, и где же этому учиться, как не в Афинах.