18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Джеймс Розенквист

В Нью-Йорке скончался один из главных художников поп-арта

В прошедшую пятницу 31 марта скончался один из знаковых американских художников — Джеймс Розенквист. Он умер в возрасте 83 лет в своем доме в Нью-Йорке после долгой болезни.

Розенквист родился 29 ноября 1933 года в Гранд-Форксе в Северной Дакоте. Родители его были авиаторами-любителями и ездили по стране в поисках работы, осев в итоге в Миннесоте. С 1948 года он обучается сначала в Школе искусств Миннеаполиса, а затем в 1952–1954 годах — в Университете Миннесоты. В 1953 году на время летних каникул он нанимается художником-оформителем и рисует вывески бензоколонок и элеваторов. В 1955-м Розенквист переезжает в Нью-Йорк, где получает годовую стипендию Студенческой лиги искусств. Он знакомится как с абстрактными экспрессионистами Францем Клайном и Виллемом де Кунингом, так и с молодым поколением художников: Робертом Индианой, Джаспером Джонсом, Робертом Раушенбергом.

В 1957–1960 годах Розенквист расписывает рекламные щиты на Таймс-сквер, но увольняется после того, как двое коллег сорвались с канатов, на которых они были подвешены во время работы. Он снимает мастерскую в Нижнем Манхэттене вместе с Элсуортом Келли и Агнес Мартин, по соседству — Раушенберг и Джонс. По их примеру он начинает использовать в искусстве умения, полученные в рекламе. «Я прошел очень строгую школу — нужно было написать предмет так хорошо, чтобы его покупали, а не то меня бы уволили. Торт, бутылка виски, сигареты, голливудская звезда — все должно было быть равно идеально», — рассказывал он в интервью 2010 года. С двумя другими знаменитыми художниками поп-арта — Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном — он знакомится только в 1964-м.

В 1962 году в нью-йоркской Green Gallery состоялась первая персональная выставка Розенквиста, привлекшая большое внимание прессы, — все работы распроданы. Он участвует в выставке «Американцы-1963» в Музее современного искусства — важной экспозиции 1963 года, которой куратор Дороти Миллер знакомила публику с работами 15 художников.

В 1965 году Джеймс Розенквист приехал в Ленинград к художнику Евгению Рухину, с которым был знаком по переписке, — поступок, вполне характеризующий авантюрные черты его характера. Много лет затем Розенквист поддерживал семью Рухина, эмигрировавшую в США после трагической смерти советского нонконформиста, и хранил его работы.

Картины Розенквиста поражают своими размерами. Одна из самых известных, написанная в 1965 году F-111 состоит из 23 панелей протяженностью более 26 м. Картина, созданная во время войны во Вьетнаме, ярко иллюстрирует словосочетание «военно-промышленный комплекс»: изображение американского бомбардировщика в натуральную величину прерывается разнообразными фрагментами рекламы. Впервые она была показана на персональной выставке Розенквиста в галерее Лео Кастелли, после чего началось его сотрудничество с галеристом. Приобретенная в 1967 году, F-111 совершила европейское турне, в том числе в 1978 году демонстрировалась на Венецианской биеннале, что значительно повысило художественную репутацию Розенквиста за рубежом.

Первая ретроспективная выставка художника прошла в Национальной галерее Канады в Оттаве, а через четыре года, в 1972-м — в нью-йоркском Музее Уитни. Большой показ его работ состоялся в 1991 году в Москве в Центральном доме художника. В 2003-м Джеймс Розенквист удостоился ретроспективы в Музее Гуггенхайма. Весной 2009 года сгорела его студия во Флориде, при пожаре погибло значительное число работ.

В 2009 году вышла написанная Розенквистом автобиография «Живопись ниже нуля: заметки о жизни в искусстве». Последняя прижизненная выставка художника состоялась осенью 2016-го в Galerie Thaddaeus Ropac в Париже. Выставка в кельнском Музее Людвига запланирована на конец этого года.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+