The Art Newspaper Russia
Поиск

Еврейский музей снова в авангарде: вторая часть большого проекта

Неизвестные произведения и имена русских авангардистов из региональных музеев

Первая часть проекта, где показывали ранний авангард, прошла в минувшем году и, как и нынешняя, была построена на материалах «Энциклопедии русского авангарда» — титанического труда Андрея Сарабьянова, куратора обеих выставок. Готовя этот исследовательский проект, он объездил все провинциальные музеи в поисках неизвестных шедевров, изучил множество архивов. Одним из открытий первой выставки стала атрибуция картины Ольги Розановой «Пожар в городе», которая раньше приписывалась неизвестному художнику. Кроме того, в ВХНРЦ им. Грабаря к выставке отреставрировали десять полотен.

Вторая часть проекта включает более 100 работ и ведет отсчет с 1917 года до начала 1930-х, когда произошел переворот не только в политической истории страны, но и в истории авангарда. В первые годы советской власти авангард получил статус официального искусства революционной России. Художники с энтузиазмом занимались оформлением коммунистических праздников, на них была возложена миссия пропаганды нового строя. Они возглавили художественные вузы и разные комиссии. «Вчера голодали на чердаках, а сегодня комиссары искусства», — писал о триумфе нового искусства Александр Родченко. Однако в 1920-е диспозиция сил в русском авангарде стала постепенно меняться: уехали Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Александра Экстер, умерла Ольга Розанова, затем Любовь Попова. На первый план вышел Родченко, провозгласивший в 1919 году смерть живописи. Началась эпоха конструктивизма.

Огромную роль в сохранении наследия авангарда сыграл созданный в 1919 году Музей живописной культуры, который с помощью госзакупок смог получить огромное число шедевров авангарда. А благодаря созданию подобных музеев по всей стране произведения авангарда попали и в региональные собрания. Картины увозили в провинцию, чтобы по их образцам учить будущих художников Вятки, Нижнего Новгорода, Самары, Симбирска и еще 40 городов. Жемчужины авангарда в ходе подготовки выставок были обнаружены даже в таких отдаленных уголках, как краеведческий музей поселка Слободское под Кировом.

Впрочем, неизвестные шедевры известных авангардистов — не главное открытие второй выставки. Она еще и акт возвращения забытых имен: Михаил Меньков (Миньков), Яков Паин, Роман Семашкевич, Людмила Шмидт-Рыжова, Валентин Юстицкий, работавшие бок о бок с классиками авангарда. Того же Менькова, заболевшего чахоткой, уехавшего в 1921 году в Ялту и умершего в 1926-м, называли тенью Малевича. Трагично сложилась и судьба Семашкевича, которого Владимир Татлин пытался привлечь к испытанию своего «Летатлина»: он был расстрелян в 1937-м. Его, правда, не забыли, его выставки прошли в свое время и в Русском музее, и в Третьяковке. Юстицкого репрессировали, и после лагерей он осел в Самаре. И это далеко не все истории, наложившие отпечаток на вторую выставку, в которой ощущается надвигающаяся трагедия. После воодушевляющего опыта первых лет авангард был остановлен на лету.

Просмотры: 5216
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
3
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
4
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
5
Художественное стекло советской и постсоветской эпохи показывают в Музее декоративного искусства
Музей показывает свое, одно из самых больших в стране, собрание авторского стекла.
12 ноября 2019
6
Метрополитен-музей объявил тему Met Gala 2020
На выставке «О времени: мода и длительность» выстроят черно-белые параллели между одеждой прошлого и современными костюмами, а перед ее открытием состоится традиционный Met Gala с участием мировых звезд
08 ноября 2019
7
Приобрети, потом отдай — или продай
Сформировать художественную коллекцию с нуля и избавиться от накопившегося в ней «балласта» — в определенном смысле это две стороны одной медали.
08 ноября 2019
8
Механический автопортрет
Мастер Константин Чайкин превратил в часы самого себя.
11 ноября 2019
9
Столетие Баухауса отмечают авангардом
Выставка «Гео-метрия в культуре XX–XXI веков» в Государственном центре современного искусства задумана, чтобы показать параллели и пересечения Баухауса и русского искусства, от авангарда до нонконформизма.
11 ноября 2019
10
Оливия Джунтини: «Для Audemars Piguet партнерство с Большим театром — это прежде всего дружба»
Международный бренд-директор Audemars Piguet рассказывает о десятилетии партнерских отношений швейцарской часовой мануфактуры и Большого театра.
15 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru