The Art Newspaper Russia
Поиск

Еврейский музей снова в авангарде: вторая часть большого проекта

Неизвестные произведения и имена русских авангардистов из региональных музеев

Первая часть проекта, где показывали ранний авангард, прошла в минувшем году и, как и нынешняя, была построена на материалах «Энциклопедии русского авангарда» — титанического труда Андрея Сарабьянова, куратора обеих выставок. Готовя этот исследовательский проект, он объездил все провинциальные музеи в поисках неизвестных шедевров, изучил множество архивов. Одним из открытий первой выставки стала атрибуция картины Ольги Розановой «Пожар в городе», которая раньше приписывалась неизвестному художнику. Кроме того, в ВХНРЦ им. Грабаря к выставке отреставрировали десять полотен.

Вторая часть проекта включает более 100 работ и ведет отсчет с 1917 года до начала 1930-х, когда произошел переворот не только в политической истории страны, но и в истории авангарда. В первые годы советской власти авангард получил статус официального искусства революционной России. Художники с энтузиазмом занимались оформлением коммунистических праздников, на них была возложена миссия пропаганды нового строя. Они возглавили художественные вузы и разные комиссии. «Вчера голодали на чердаках, а сегодня комиссары искусства», — писал о триумфе нового искусства Александр Родченко. Однако в 1920-е диспозиция сил в русском авангарде стала постепенно меняться: уехали Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Александра Экстер, умерла Ольга Розанова, затем Любовь Попова. На первый план вышел Родченко, провозгласивший в 1919 году смерть живописи. Началась эпоха конструктивизма.

Огромную роль в сохранении наследия авангарда сыграл созданный в 1919 году Музей живописной культуры, который с помощью госзакупок смог получить огромное число шедевров авангарда. А благодаря созданию подобных музеев по всей стране произведения авангарда попали и в региональные собрания. Картины увозили в провинцию, чтобы по их образцам учить будущих художников Вятки, Нижнего Новгорода, Самары, Симбирска и еще 40 городов. Жемчужины авангарда в ходе подготовки выставок были обнаружены даже в таких отдаленных уголках, как краеведческий музей поселка Слободское под Кировом.

Впрочем, неизвестные шедевры известных авангардистов — не главное открытие второй выставки. Она еще и акт возвращения забытых имен: Михаил Меньков (Миньков), Яков Паин, Роман Семашкевич, Людмила Шмидт-Рыжова, Валентин Юстицкий, работавшие бок о бок с классиками авангарда. Того же Менькова, заболевшего чахоткой, уехавшего в 1921 году в Ялту и умершего в 1926-м, называли тенью Малевича. Трагично сложилась и судьба Семашкевича, которого Владимир Татлин пытался привлечь к испытанию своего «Летатлина»: он был расстрелян в 1937-м. Его, правда, не забыли, его выставки прошли в свое время и в Русском музее, и в Третьяковке. Юстицкого репрессировали, и после лагерей он осел в Самаре. И это далеко не все истории, наложившие отпечаток на вторую выставку, в которой ощущается надвигающаяся трагедия. После воодушевляющего опыта первых лет авангард был остановлен на лету.

Просмотры: 4531
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
10
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru