18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Люди все еще не знают и не понимают, что русское искусство ХХ века — это именно то, чем можно и нужно гордиться»

№51
Материал из газеты

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала о том, что музей предпринимает для повышения посещаемости залов на Крымском Валу

Если вы бывали в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 2015 года, то наверняка помните пустующий гардероб. В гигантских пространствах наших залов встречалось в лучшем случае человек десять. Почему? Прежде всего, мало кто отдавал себе отчет в том, что на Крымском Валу вообще есть Третьяковская галерея. Но эта проблема не главная и, можно сказать, решенная. Сейчас важно добиться другого, и дело не в посещаемости и доходах от билетов. Гигантский пласт русской культуры и русского искусства был и остается невостребованным. Люди просто не знают и не понимают, что ХХ век — это то, чем можно и нужно гордиться.

Долгое время русское искусство ассоциировалось только с Лаврушинским переулком, XIX веком, Шишкиным, Васнецовым, Репиным, в лучшем случае с Врубелем или Серовым. Меняться ситуация стала после Олимпиады 2014 года, когда русский авангард стал основой невероятной церемонии открытия. Концептуально об этом же — наш проект «Интенсив XX», реализованный в метро совместно с Департаментом транспорта Москвы. Однако для нас важно понимание, что брендированный поезд, запущенный по Кольцевой линии метро, оформление на станции «Парк культуры», специальные проездные билеты и многое другое — не реклама, призывающая прийти в здание музея на Крымском Валу. Как до этого люди представляли себе поезд Третьяковской галереи? Ведь уже был реализован в метро проект, когда вагоны украшали изображениями картин в рамах. Извините, по-моему, это чудовищно. Или репродукции на стенах. Тоже неинтересно. Но когда перед тобой фрагмент произведения с яркой цитатой, которая соотносится с сегодняшним днем, когда тебя ведут не в билетную кассу, а на сайт, где есть другие интересные материалы, — это уже не про рекламу, а про пробивание бреши в незнании людьми своей культуры.

Все, что мы делали последние два года, конечно же, апеллировало к новой для Третьяковской галереи аудитории. Если говорить о здании на Крымском Валу, то к молодым людям, которым ХХ век интереснее в первую очередь потому, что был он совсем недавно. При этом я убеждена, что наша целевая аудитория — это все. Когда в три часа ночи в метро мы открывали проект «Интенсив XX» и на перроне оркестр Башмета исполнял Стравинского и Шёнберга, я поймала себя на мысли, что давно не видела в Москве такой удивительной концентрации интеллектуальной элиты. При этом мы прекрасно понимали, что многие из тех, кто сядет на Кольцевой в поезд об искусстве ХХ века, не представляют себе, что такое «Черный квадрат» Малевича. Поэтому нашей задачей было сделать проект, который был бы одинаково интересен и людям очень хорошо образованным, привыкшим размышлять и рефлексировать, и тем, кто в первый раз сталкивается с предложенным материалом. Не менее важно, что «Интенсив XX» не закончится на авангарде. В середине февраля экспозиция в метро сменилась 1930-ми, 1940-ми, 1950-ми годами, два месяца все оформление будет связано с этими периодами. После этого мы покажем в подземке современное искус­ство, нонконформизм, искусство 1970-х и 1980-х.

Говоря о «рекламных технологиях», могу заверить: продолжение проекта в метро будет не менее ярким и эмоциональным, с тантамаресками, билетиками и прочим. Однако цель наша, повторюсь, не развлечение, а вовлечение людей в историю. Это важно, потому что опыт взаимодействия с искусством, с законами креативности, если мы говорим про ХХ век, — уникальный. Его нельзя получить нигде, даже в интернет-пространстве.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+