The Art Newspaper Russia
Поиск

Огюст Роден. Экспериментатор, которому скандал открыл дорогу к славе

Ретроспектива в парижском Гран-пале к 100-летию со дня смерти мастера

Нынешний, 2017 год проходит под знаком Огюста Родена (1840–1917). Выставки, приуроченные к 100-летию со дня смерти отца современной скульптуры, открываются по всему миру и, конечно, на его родине. Самая масштабная — в парижском Гран-пале. Около 200 работ — скульптур и рисунков — самого Родена и десятка именитых гостей: тут и Бурдель с Альберто Джакометти, и Пабло Пикассо с Анри Матиссом, и даже Лучо Фонтана. Кураторы выставки, именитый специалист Антуанетта Ленорман-Ромен и директор Музея Родена Катрин Шевийо, ставят перед собой задачу не просто смахнуть пыль с вековых скульптур мэтра, но представить его наследие в новом свете, показав отголоски в произведениях художников XX века.

Смелые эксперименты Родена, говорят кураторы, каждый раз вызывали шок, эхо которого слышно по сей день. В 1890-х годах поводом для скандала стали его рисунки, а их выставка в Германии стоила графу Гарри Кесслеру — коллекционеру и меценату — кресла главы музея в Веймаре. Среди излюбленных сюжетов — обнаженное тело и архитектура, к обоим его пристрастил Клод Моне. «Он помог мне понять свет, ню, море и соборы», — говорил Роден про своего друга. А в 1900 году разразился еще один скандал: во время Всемирной выставки в Париже отвергнутый 60-летний скульптор выставил в своем павильоне на площади Альма гипсовые скульптуры, многие из которых так и остались незавершенными, в том числе теперь уже хрестоматийные «Врата ада». Монументальности классической скульптуры он предпочитал детали, точно так же как танцу — движение. Роден, подобно молодому Пикассо и Эдгару Дега, соблазнился выступлением в Париже японской гейши Садаякко. Танцующее тело завораживало скульптора. Айседора Дункан раздевалась перед ним не раздумывая, позировал ему и Вацлав Нижинский.

Отдельное место в рассказе об экспериментах Родена занимает фотография. Он был не только страстным коллекционером, но и использовал фото для подготовительной работы и как самостоятельный жанр. Снимки своих скульптур он ретушировал карандашом или красками. Этот роденовский метод позже перенял Генри Мур.

Неожиданной главой в творчестве Родена стали ассамбляжи, получившие известность уже после Второй мировой войны. Они не прошли мимо внимания авангардистов — Пикассо, Матисс и Йозеф Бойс создавали свои коллажи с оглядкой на Родена.
Впрочем, сам скульптор знал цену скандалу, поэтому, когда его «Мыслителя» называли «гориллой», а «Бронзовый век» подвергали расследованию, он не сильно расстраивался. «Моя репутация запятнана, — писал скульптор в своих дневниках в конце 1870-х годов. — Меня обвиняют в том, что я леплю прямо по модели, и даже в том, что я использовал труп! К счастью, у меня есть друзья, они — моя поддержка. Три долгих года полемики и споров. Я должен отстаивать свою честь. Но стоит признать, что скандал открыл мне двери к ус­пеху». 

Гран-пале
Роден
22 марта – 31 июля

Материалы по теме
Просмотры: 7544
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
9
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru