The Art Newspaper Russia
Поиск

Умер Паоло Вити, помогавший бизнесу поддерживать искусство

В возрасте 82 лет скончался тот, кто на протяжении трех десятилетий сначала в Olivetti, а затем в Fiat играл главную роль в организации выставок, поддержанных этими компаниями

Родившийся в марте 1935 года в городе Ла-Специя, Паоло Вити получил степень доктора наук по экономике в Венецианском университете и в 1956 году начал работать в компании Olivetti. Сначала в отделе маркетинга, потом дизайна, корпоративного имиджа и вопросов культуры. Спустя два года он возглавил этот отдел, где отвечал за повышение бюджетных ассигнований Olivetti на культуру, а в течение 1980–1990-х годов осуществлял надзор за многочисленными выставками, с которыми ездил по миру. «Кони площади Сан-Марко», «Сокровищница Сан-Марко в Венеции», «Леонардо: этюды к „Тайной вечере“ из королевской библиотеки Виндзорского замка», «Стекло кесарей», «Микеланджело — архитектор» вкупе с «Микеланджело — рисовальщик» — бесценные экспонаты перемещались, часто впервые, между крупнейшими мировыми центрами культуры, включая Милан и Флоренцию, Лондон, Амстердам, Париж, Барселону и Мадрид, Берлин, Кельн и Мюнхен, Вашингтон и Нью-Йорк, Торонто, Мехико, Сидней и Токио.

Сочетание качественного оформления и социально-культурной значимости проектов было основным принципом Olivetti в тот период. Помимо выставок, Вити принимал активное участие в поддержке нескольких государственных реставрационных проектов, на которые Olivetti выделяла огромное финансирование. Главными среди них были реставрации «Тайной вечери» Леонардо в Милане и фрески Мазаччо, Мазолино и Филиппо Липпи в капелле Бранкаччи во Флоренции.

В конце 1980-х именно Вити убедил руководство Olivetti предоставить серьезное начальное финансирование мультидисциплинарному проекту по каталогизации — и изданию — уцелевших изображений и документов из собрания римского мецената и коллекционера XVII столетия Кассиано даль Поццо. Позднее «проект Кассиано» смог привлечь финансирование из Фонда Гетти и от других благотворителей. Первый каталог собрания появился в 1996 году; с тех пор издано 26 томов, оставшиеся 9 должны выйти в свет до конца 2018 года. Без энтузиазма и веры Вити в проект на стадии его зарождения мало что из этого могло бы осуществиться.

В конце 1989 года Паоло Вити покинул Милан и стал директором отдела культурно-просветительской деятельности Палаццо Грасси (венецианский дворец был куплен компанией Fiat в 1983 году). В свой первый год работы в Fiat он организовал выставку «Лев Венеции», показанную в Британском музее (при финансовой поддержке Fiat) во время государственного визита руководства Италии в Великобританию. Но, возможно, больше всего деятельность Вити запомнилась организацией серии выставок на исторические и общекультурные темы («Кельты», «Этруски», «Греки на Западе» и «Майя»), а также «Леонардо и Венеция». После этой выставки, в 1999-м — в год, когда у Паоло Вити случился тяжелый инсульт, — последовала «Триумф барокко: архитектура в Европе», показанная в Турине, а затем в Северной Америке. Последние 17 лет жизни были для лишившегося способности говорить (но сохранившего свое уникальное чувство юмора) Вити тяжелым временем, несмотря на то что в своем доме в Мерано он был окружен заботой жены Франки.

Дизайнерское решение для большинства выставок, как в Olivetti, так и в Fiat, Паоло Вити заказывал у британского архитектора Алана Ирвина, результаты их совместной деятельности всегда восхищали многочисленных зрителей. «Из всех людей, с кем я сотрудничал, — вспоминает Ирвин, — никто не мог сравниться с Паоло, с его профессионализмом и пониманием сути. Дизайнерское решение было для него принципиально важным. Он считал успешной такую выставку, которая точно и интересно раскрывала тему, подкреплялась великолепным каталогом и, таким образом, рекламировала имя Olivetti, а позднее Fiat. Своей деятельностью он высоко поднял стандарты музейного дизайна и уровень межмузейной коммуникации, что стало, я думаю, самым значительным достижением его жизни».

Просмотры: 985
Популярные материалы
1
Музей Орсе везет в Москву Хаима Сутина
Партнерство между музеями Орсе и Оранжери в Париже и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина начнется с выставки Сутина.
24 мая 2017
2
Зельфира Трегулова: «Успех — это ведь не только посещаемость»
Директор Третьяковки рассказала о предстоящих важных выставках, на которые тем не менее не будет очередей.
23 мая 2017
3
Самые посещаемые музеи и выставки в России в 2016 году
Традиционный рейтинг российских музеев TANR подвергся переработке. Год назад мы впервые разделили его участников по категориям. В этот раз мы пересмотрели категории, уточнив их определения и увеличив их число.
23 мая 2017
4
СМИ сообщили об обыске на «Винзаводе» вслед за «Гоголь-центром»
Сотрудники правоохранительных органов изымают документацию в одном из зданий Центра современного искусства «Винзавод». СК сегодня уже провел обыск в «Гоголь-центре» и у худрука театра, Кирилла Серебренникова.
23 мая 2017
5
Самые посещаемые в регионах России художественные и краеведческие музеи
Музейный бум наблюдается не только в столицах. Лидер прошлогоднего рейтинга TANR пропустил вперед сразу двух конкурентов.
23 мая 2017
6
В Москве открылась однодневная выставка Sotheby’s
В Ивановском зале Российской государственной библиотеки показывают топ-лоты предстоящих аукционов и произведения из собраний отечественных коллекционеров, когда-то купленные на Sotheby’s.
24 мая 2017
7
Самые посещаемые художественные музеи Москвы и Петербурга
Главный сюжет выставочного бума в обеих столицах — столкновение современного (и даже актуального) искусства с классикой, снова ставшей неожиданно востребованной.
23 мая 2017
8
50 самых посещаемых художественных выставок Москвы и Петербурга
Самые популярные выставочные проекты двух столиц символично распределились между историей и искусством.
23 мая 2017
9
Самые посещаемые выставки в регионах России
Рейтинг TANR показывает: люди способны отличать оригинальные и тщательно подготовленные проекты от гастролей второсортных, но раскрученных имен.
23 мая 2017
10
Главный наследник Гауди
К выставке в Московском музее современного искусства, посвященной творчеству Антонио Гауди, мы решили вспомнить о главном его творении, претендующем на чудо, а также понять, верит ли скульптор Эцуро Сотоо, продолжающий его дело, в переселение душ.
25 мая 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru