The Art Newspaper Russia
Поиск

Умер Паоло Вити, помогавший бизнесу поддерживать искусство

В возрасте 82 лет скончался тот, кто на протяжении трех десятилетий сначала в Olivetti, а затем в Fiat играл главную роль в организации выставок, поддержанных этими компаниями

Родившийся в марте 1935 года в городе Ла-Специя, Паоло Вити получил степень доктора наук по экономике в Венецианском университете и в 1956 году начал работать в компании Olivetti. Сначала в отделе маркетинга, потом дизайна, корпоративного имиджа и вопросов культуры. Спустя два года он возглавил этот отдел, где отвечал за повышение бюджетных ассигнований Olivetti на культуру, а в течение 1980–1990-х годов осуществлял надзор за многочисленными выставками, с которыми ездил по миру. «Кони площади Сан-Марко», «Сокровищница Сан-Марко в Венеции», «Леонардо: этюды к „Тайной вечере“ из королевской библиотеки Виндзорского замка», «Стекло кесарей», «Микеланджело — архитектор» вкупе с «Микеланджело — рисовальщик» — бесценные экспонаты перемещались, часто впервые, между крупнейшими мировыми центрами культуры, включая Милан и Флоренцию, Лондон, Амстердам, Париж, Барселону и Мадрид, Берлин, Кельн и Мюнхен, Вашингтон и Нью-Йорк, Торонто, Мехико, Сидней и Токио.

Сочетание качественного оформления и социально-культурной значимости проектов было основным принципом Olivetti в тот период. Помимо выставок, Вити принимал активное участие в поддержке нескольких государственных реставрационных проектов, на которые Olivetti выделяла огромное финансирование. Главными среди них были реставрации «Тайной вечери» Леонардо в Милане и фрески Мазаччо, Мазолино и Филиппо Липпи в капелле Бранкаччи во Флоренции.

В конце 1980-х именно Вити убедил руководство Olivetti предоставить серьезное начальное финансирование мультидисциплинарному проекту по каталогизации — и изданию — уцелевших изображений и документов из собрания римского мецената и коллекционера XVII столетия Кассиано даль Поццо. Позднее «проект Кассиано» смог привлечь финансирование из Фонда Гетти и от других благотворителей. Первый каталог собрания появился в 1996 году; с тех пор издано 26 томов, оставшиеся 9 должны выйти в свет до конца 2018 года. Без энтузиазма и веры Вити в проект на стадии его зарождения мало что из этого могло бы осуществиться.

В конце 1989 года Паоло Вити покинул Милан и стал директором отдела культурно-просветительской деятельности Палаццо Грасси (венецианский дворец был куплен компанией Fiat в 1983 году). В свой первый год работы в Fiat он организовал выставку «Лев Венеции», показанную в Британском музее (при финансовой поддержке Fiat) во время государственного визита руководства Италии в Великобританию. Но, возможно, больше всего деятельность Вити запомнилась организацией серии выставок на исторические и общекультурные темы («Кельты», «Этруски», «Греки на Западе» и «Майя»), а также «Леонардо и Венеция». После этой выставки, в 1999-м — в год, когда у Паоло Вити случился тяжелый инсульт, — последовала «Триумф барокко: архитектура в Европе», показанная в Турине, а затем в Северной Америке. Последние 17 лет жизни были для лишившегося способности говорить (но сохранившего свое уникальное чувство юмора) Вити тяжелым временем, несмотря на то что в своем доме в Мерано он был окружен заботой жены Франки.

Дизайнерское решение для большинства выставок, как в Olivetti, так и в Fiat, Паоло Вити заказывал у британского архитектора Алана Ирвина, результаты их совместной деятельности всегда восхищали многочисленных зрителей. «Из всех людей, с кем я сотрудничал, — вспоминает Ирвин, — никто не мог сравниться с Паоло, с его профессионализмом и пониманием сути. Дизайнерское решение было для него принципиально важным. Он считал успешной такую выставку, которая точно и интересно раскрывала тему, подкреплялась великолепным каталогом и, таким образом, рекламировала имя Olivetti, а позднее Fiat. Своей деятельностью он высоко поднял стандарты музейного дизайна и уровень межмузейной коммуникации, что стало, я думаю, самым значительным достижением его жизни».

Просмотры: 1140
Популярные материалы
1
От Караваджо до Жерома
В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне.
19 сентября 2017
2
Архив Николая Харджиева впервые покажут в России в фонде IN ARTIBUS
Уникальные черновики, рукописи, живопись и графику русского авангарда из недавно воссоединившейся коллекции выставят в московском фонде IN ARTIBUS.
21 сентября 2017
3
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева.
19 сентября 2017
4
Московские музеи эвакуируют из-за сообщений о взрывном устройстве
Среди эвакуированных музеев — ГМИИ им. А.С.Пушкина и Московский музей современного искусства.
21 сентября 2017
5
Ахмад Киаростами: «Мой отец умел превращать придуманное в подлинное»
На фестивале The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL показали «24 кадра» — один из самых интересных фильмов года. Это последняя работа великого иранского режиссера Аббаса Киаростами, которую завершил его сын Ахмад.
19 сентября 2017
6
Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»
Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне.
18 сентября 2017
7
Вена опять выстреливает современным искусством
Венская ярмарка современного искусства viennacontemporary известна своей благосклонностью к галереям-дебютанткам и начинающим художникам. На этот раз в центре внимания окажутся послевоенное венгерское искусство и молодые австрийские художники.
18 сентября 2017
8
Ликвидация Международной конфедерации союзов художников запущена
Судебных споров о судьбе МКСХ больше не будет, но ликвидация организации пройдет не быстро.
21 сентября 2017
9
Как Калашников завоевал мир искусства
Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие.
19 сентября 2017
10
Кевин Спейси сыграет Жана Пола Гетти
Фильм будет посвящен трагической истории похищения внука знаменитого миллиардера и филантропа.
19 сентября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru