The Art Newspaper Russia
Поиск

Сорок способов завязывания галстука и другие секреты мужской красоты

Исторический музей расскажет все о русских модниках XVIII – начала ХХ века

Женская мода давно вышла за пределы модных дефиле и журналов и заняла свое место в музейных залах в виде выставок отдельных дизайнеров или экспонатов, создающих образ эпохи. Исторический же музей всерьез взялся за мужскую моду, представив выставку «Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII — начала ХХ века». Образ красавца создадут более 600 предметов из коллекции самого Исторического музея, а также Государственного музея А.С.Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки и Фонда Александра Васильева (Вильнюс). Это мужские костюмы и нижнее белье, украшения и аксессуары, средства по уходу за внешностью, картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги.

Как выглядели русские модники, можно увидеть благодаря отличной подборке живописи: из XVIII века — портрет князя Алексея Куракина работы Жана Луи Вуаля; портреты Петра Чаадаева кисти Шандора Козина и графа Владимира Орлова-Давыдова (работы Кристины Робертсон) представляют XIX век; за начало прошлого столетия отвечают портрет князя Владимира Голицына, написанный Валентином Серовым, и портрет графа Сергея Зубова — единственная в отечественных музеях работа итальянца Джованни Больдини (ГИМ).

По словам куратора выставки, научного сотрудника Исторического музея Натальи Виноградовой, музей не планировал показывать последовательное развитие мужской моды. История, представленная здесь, дискретна и состоит из трех основных частей. «Куртуазность» — это мир манерных щеголей, петиметров второй половины XVIII века, когда следование европейской моде стало обязательным. Моду более раннего времени, особенно эпохи Петра I, оставили за рамками выставки, поскольку европейский костюм тогда внедрялся практически принудительно и пышность придворного платья в России начала XVIII века демонстрировала, скорее, не вкус, а социальный статус владельца.

Вторая часть, «Дендизм: русские образы», посвящена первой трети XIX столетия и своим названием подчеркивает тот факт, что денди как таковые в России того времени не существовали. Это в Европе буржуа Джордж Браммел стал эталоном элегантности для аристократии и диктовал высшему обществу (и даже королю) новый — сдержанный и в покрое, и в цветовой гамме — стиль мужской одежды, близкий набирающему силу классу буржуазии. В России же дендизм был, скорее, игрой без какого-либо социального содержания: право носить модный костюм оставалось за аристократией, хотя следовать европейской моде теперь могли не только придворные, но и все дворянство. Русская мужская мода того времени по-прежнему жестко регламентирована, фрак только завоевывает официальное признание, и мундир — военный или относящийся к гражданскому ведомству — все еще считается наиболее подобающей одеждой мужчины.

Третий раздел — «Декаданс». Здесь речь идет о попытках русских художников начала ХХ века, увлеченных образами прошлого, уйти от современной им типовой, «мещанской» одежды и вернуться к стилю любимой эпохи, XVIII — началу XIX века, с ее более яркими мужскими костюмами, макияжем, мушками и духами. За современность на выставке отвечают молодые дизайнеры из Британской высшей школы дизайна, а за парфюмерию — мужской аромат от компании Selection Exellence.

Роскошные камзолы и парики, важность пуговиц в мужском костюме, пряжки для туфель из невероятно модной граненой стали, учебник с 40 способами завязывания галстука и ноги как самая красивая часть мужского тела… Мужская мода в ГИМе — удивительное переплетение характеров и вкусов, демонстрации статуса, приверженности передовым взглядам и научно-техническому прогрессу. В общем, все то, что по-прежнему увлекает современных красавцев мужчин.
14 марта – 26 июня

Просмотры: 4841
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
8
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru