The Art Newspaper Russia
Поиск

Антисоветский реализм

Галерея RuArts в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку фотолетописца советского андерграунда Сергея Борисова

Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990

Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990

«Girls, Girls, Girls!» Сергей Борисов. До 1 апреля

Галерея RuАrts (Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 10) в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку Сергея Борисова.

Сергей Борисов обосновался в Студии 50А на Знаменке с 1979 года. Там его и застал заказ газеты Le Monde на иллюстрацию статьи о советском роке, слухи о котором докатились до Запада. Борисов предложил французам сделать центральной фигурой «царя русского рока» Бориса Гребенщикова и его «Аквариум», только что записавший альбом «Радио Африка», и именно с этого момента началось погружение в мир андерграунда. На волне новой музыки и эстетики Студия 50A вскоре стала коммуникативным центром между Москвой и Ленинградом и стартовой площадкой для целого пласта новой культуры и искусства.

Борисов показывал другую сторону советской жизни — богемный андерграунд, который участвовал и в жизни студии, и в придуманных художником фотоисториях. Первая рок-дива Советского Союза Жанна Агузарова, «Чемпионы мира», Роман Виктюк, Виктор Цой, Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Тимур Новиков — всем им было легко позировать и участвовать в перформансах Борисова, сохраняя непосредственность и дерзость выходок, забираясь на памятники или раскрепощенно оголяясь в студии и на улице. Другому фотографу вряд ли удалось бы снять советскую богему так, как Сергею, хотя бы из-за существовавшего доверия и одного уровня понимания современности фотографом и моделью — неписаных установок андерграунда того периода, частью которого стала студия на Знаменке.

В разное время героями Борисова были Юрий Антонов, Михаил Боярский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха, София Ротару. По словам фотографа, тот, кто в те времена просто снял Аллу Пугачеву, хотя бы из толпы, уже мог считать себя успешным фотографом. А Борисов оформил для нее две пластинки.

Из воспоминаний Сергея Борисова: «Началось все в середине 70-х годов прошлого века, когда я устроился выездным фотографом. Снимал детишек в школах и детских садах. Затем стал работать в рекламе. В 1977 году я вступил в секцию фотографии на знаменитой Малогрузинке, моднейшем тогда месте, которое было специально создано для художников, героев Бульдозерной выставки, так брутально разогнанной коммунистическими властями. Я просто хотел там числиться, „положить трудовую книжку“, но соседство с художниками не могло не сказаться, и я стал снимать портреты художников-нонконформистов. Были среди них и девушки. Две. Их портреты я включил в выставку „Портреты художников“, но худсовет (синоним слова „цензура“) заставил меня их убрать. Один — за то, что на нем была художница, раскрашенная в стиле „боди-пэйнтинг“, в их понимании обнаженная, другой — за то, что на нем слишком много чего просвечивало. Вторая художница была непроста и всеми правдами и неправдами добилась восстановления своего портрета. Понятно, что много девушек, и красивых, было и среди эстрадных артистов. Их общей бедой было отсутствие хороших платьев. Вернее, отсутствие всего, в чем не стыдно было бы сниматься. Поэтому артистки снимались в концертных платьях, а художницы — обнаженными или драпированными. Для чего они тогда снимались? Когда меня спрашивали, я отвечал: „Для человечества“. Наверное, это звучало убедительно, раз на этом переговоры и заканчивались. А потом наступила перестройка.

В конце 1980-х и в начале 1990-х мою студию стали осаждать западные журналисты. Создавалось впечатление, что у меня они брали больше фотографий, чем в ТАСС. Ко мне в буквальном смысле стояли очереди из западных журналистов. Их всех интересовала неформальная молодежь, в кругу которой я тусовался, а также молодежная мода, которая меня самого интересовала не меньше. Удивительно, но такой продвинутый журнал, как гамбургский Tempo, поместил на обложку в 1987 году фотографию, сделанную мной в 1985-м, как я думал, «в стол». Парижский Photo в 1989 году в последний момент снял с обложки мою работу «СССР», где девушка, завернутая во флаг СССР, держала под горлом серп. Редакцию Photo попросили не раздражать приезжающего в Париж Горбачева как раз в это время. Зато эта фотография появилась на обложке журнала «Столица» в 1991 году, как раз во время августовского путча. И именно с середины 1990-х годов моим творчеством заинтересовались крупные международные галереи и аукционы мира».

Подробнее на http://www.ruarts.ru/
По материалам пресс-релиза.

Просмотры: 2238
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
3
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
4
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
5
Классический выбор гения вкуса
Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи.
16 августа 2019
6
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
7
В Музее Гуггенхайма изучают уличное искусство и протест начала 1980-х
Выставка состоит из двух десятков произведений Жан-Мишеля Баскиа и его современников, которые почти незаметно стали историей.
15 августа 2019
8
Выставка фонда IN ARTIBUS приехала в Новосибирск
Проект «Под одним небом» объединил произведения французских и русских художников XIX–XX веков.
16 августа 2019
9
Работы Мартина Киппенбергера и Марии Лассниг встретились в Мюнхене
Произведения художников проводят тотальный Body Check в Городской галерее в доме Ленбаха.
15 августа 2019
10
Екатерина II едет в Царицыно
В музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка, где можно будет увидеть портрет Екатерины II работы Дмитрия Левицкого, отреставрированный при поддержке Corinthia Hotels.
15 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru