The Art Newspaper Russia
Поиск

Антисоветский реализм

Галерея RuArts в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку фотолетописца советского андерграунда Сергея Борисова

Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990

Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990

«Girls, Girls, Girls!» Сергей Борисов. До 1 апреля

Галерея RuАrts (Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 10) в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку Сергея Борисова.

Сергей Борисов обосновался в Студии 50А на Знаменке с 1979 года. Там его и застал заказ газеты Le Monde на иллюстрацию статьи о советском роке, слухи о котором докатились до Запада. Борисов предложил французам сделать центральной фигурой «царя русского рока» Бориса Гребенщикова и его «Аквариум», только что записавший альбом «Радио Африка», и именно с этого момента началось погружение в мир андерграунда. На волне новой музыки и эстетики Студия 50A вскоре стала коммуникативным центром между Москвой и Ленинградом и стартовой площадкой для целого пласта новой культуры и искусства.

Борисов показывал другую сторону советской жизни — богемный андерграунд, который участвовал и в жизни студии, и в придуманных художником фотоисториях. Первая рок-дива Советского Союза Жанна Агузарова, «Чемпионы мира», Роман Виктюк, Виктор Цой, Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Тимур Новиков — всем им было легко позировать и участвовать в перформансах Борисова, сохраняя непосредственность и дерзость выходок, забираясь на памятники или раскрепощенно оголяясь в студии и на улице. Другому фотографу вряд ли удалось бы снять советскую богему так, как Сергею, хотя бы из-за существовавшего доверия и одного уровня понимания современности фотографом и моделью — неписаных установок андерграунда того периода, частью которого стала студия на Знаменке.

В разное время героями Борисова были Юрий Антонов, Михаил Боярский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха, София Ротару. По словам фотографа, тот, кто в те времена просто снял Аллу Пугачеву, хотя бы из толпы, уже мог считать себя успешным фотографом. А Борисов оформил для нее две пластинки.

Из воспоминаний Сергея Борисова: «Началось все в середине 70-х годов прошлого века, когда я устроился выездным фотографом. Снимал детишек в школах и детских садах. Затем стал работать в рекламе. В 1977 году я вступил в секцию фотографии на знаменитой Малогрузинке, моднейшем тогда месте, которое было специально создано для художников, героев Бульдозерной выставки, так брутально разогнанной коммунистическими властями. Я просто хотел там числиться, „положить трудовую книжку“, но соседство с художниками не могло не сказаться, и я стал снимать портреты художников-нонконформистов. Были среди них и девушки. Две. Их портреты я включил в выставку „Портреты художников“, но худсовет (синоним слова „цензура“) заставил меня их убрать. Один — за то, что на нем была художница, раскрашенная в стиле „боди-пэйнтинг“, в их понимании обнаженная, другой — за то, что на нем слишком много чего просвечивало. Вторая художница была непроста и всеми правдами и неправдами добилась восстановления своего портрета. Понятно, что много девушек, и красивых, было и среди эстрадных артистов. Их общей бедой было отсутствие хороших платьев. Вернее, отсутствие всего, в чем не стыдно было бы сниматься. Поэтому артистки снимались в концертных платьях, а художницы — обнаженными или драпированными. Для чего они тогда снимались? Когда меня спрашивали, я отвечал: „Для человечества“. Наверное, это звучало убедительно, раз на этом переговоры и заканчивались. А потом наступила перестройка.

В конце 1980-х и в начале 1990-х мою студию стали осаждать западные журналисты. Создавалось впечатление, что у меня они брали больше фотографий, чем в ТАСС. Ко мне в буквальном смысле стояли очереди из западных журналистов. Их всех интересовала неформальная молодежь, в кругу которой я тусовался, а также молодежная мода, которая меня самого интересовала не меньше. Удивительно, но такой продвинутый журнал, как гамбургский Tempo, поместил на обложку в 1987 году фотографию, сделанную мной в 1985-м, как я думал, «в стол». Парижский Photo в 1989 году в последний момент снял с обложки мою работу «СССР», где девушка, завернутая во флаг СССР, держала под горлом серп. Редакцию Photo попросили не раздражать приезжающего в Париж Горбачева как раз в это время. Зато эта фотография появилась на обложке журнала «Столица» в 1991 году, как раз во время августовского путча. И именно с середины 1990-х годов моим творчеством заинтересовались крупные международные галереи и аукционы мира».

Подробнее на http://www.ruarts.ru/
По материалам пресс-релиза.

Просмотры: 3036
Популярные материалы
1
Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны
Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км.
05 августа 2020
2
Музеи и галереи в Бейруте пострадали в результате мощного взрыва
Несколько музеев и галерей в столице Ливана сильно повреждены либо полностью разрушены ударной волной и пожаром.
05 августа 2020
3
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
4
В Москве может появиться музей Левитана
Дом-мастерскую художника в Большом Трехсвятительском переулке предлагают передать Третьяковской галерее.
04 августа 2020
5
Конструктивистский вокзал в Иванове открылся после реконструкции
Один из залов гигантского вокзала отведен под выставки, кинопоказы и лекции.
04 августа 2020
6
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
7
В Тейт представляют забытую на складе серию работ Энди Уорхола
На выставке показывают, как Уорхол включился в борьбу, которая продолжается до сих пор.
05 августа 2020
8
Достроен мост в Генуе
Мост в Генуе, построенный по проекту Ренцо Пьяно взамен рухнувшего в 2018 году, открывается 3 августа.
03 августа 2020
9
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
10
Алексей Новоселов: «Занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством»
Комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, которая стартует 5 сентября, рассказал о подготовке выставки в условиях пандемии и работе с регионами.
05 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru