The Art Newspaper Russia
Поиск

Антисоветский реализм

Галерея RuArts в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку фотолетописца советского андерграунда Сергея Борисова

Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990

Сергей Борисов. "Жанна Агузарова в мастерской". 1990

«Girls, Girls, Girls!» Сергей Борисов. До 1 апреля

Галерея RuАrts (Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 10) в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» представляет персональную выставку Сергея Борисова.

Сергей Борисов обосновался в Студии 50А на Знаменке с 1979 года. Там его и застал заказ газеты Le Monde на иллюстрацию статьи о советском роке, слухи о котором докатились до Запада. Борисов предложил французам сделать центральной фигурой «царя русского рока» Бориса Гребенщикова и его «Аквариум», только что записавший альбом «Радио Африка», и именно с этого момента началось погружение в мир андерграунда. На волне новой музыки и эстетики Студия 50A вскоре стала коммуникативным центром между Москвой и Ленинградом и стартовой площадкой для целого пласта новой культуры и искусства.

Борисов показывал другую сторону советской жизни — богемный андерграунд, который участвовал и в жизни студии, и в придуманных художником фотоисториях. Первая рок-дива Советского Союза Жанна Агузарова, «Чемпионы мира», Роман Виктюк, Виктор Цой, Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Тимур Новиков — всем им было легко позировать и участвовать в перформансах Борисова, сохраняя непосредственность и дерзость выходок, забираясь на памятники или раскрепощенно оголяясь в студии и на улице. Другому фотографу вряд ли удалось бы снять советскую богему так, как Сергею, хотя бы из-за существовавшего доверия и одного уровня понимания современности фотографом и моделью — неписаных установок андерграунда того периода, частью которого стала студия на Знаменке.

В разное время героями Борисова были Юрий Антонов, Михаил Боярский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха, София Ротару. По словам фотографа, тот, кто в те времена просто снял Аллу Пугачеву, хотя бы из толпы, уже мог считать себя успешным фотографом. А Борисов оформил для нее две пластинки.

Из воспоминаний Сергея Борисова: «Началось все в середине 70-х годов прошлого века, когда я устроился выездным фотографом. Снимал детишек в школах и детских садах. Затем стал работать в рекламе. В 1977 году я вступил в секцию фотографии на знаменитой Малогрузинке, моднейшем тогда месте, которое было специально создано для художников, героев Бульдозерной выставки, так брутально разогнанной коммунистическими властями. Я просто хотел там числиться, „положить трудовую книжку“, но соседство с художниками не могло не сказаться, и я стал снимать портреты художников-нонконформистов. Были среди них и девушки. Две. Их портреты я включил в выставку „Портреты художников“, но худсовет (синоним слова „цензура“) заставил меня их убрать. Один — за то, что на нем была художница, раскрашенная в стиле „боди-пэйнтинг“, в их понимании обнаженная, другой — за то, что на нем слишком много чего просвечивало. Вторая художница была непроста и всеми правдами и неправдами добилась восстановления своего портрета. Понятно, что много девушек, и красивых, было и среди эстрадных артистов. Их общей бедой было отсутствие хороших платьев. Вернее, отсутствие всего, в чем не стыдно было бы сниматься. Поэтому артистки снимались в концертных платьях, а художницы — обнаженными или драпированными. Для чего они тогда снимались? Когда меня спрашивали, я отвечал: „Для человечества“. Наверное, это звучало убедительно, раз на этом переговоры и заканчивались. А потом наступила перестройка.

В конце 1980-х и в начале 1990-х мою студию стали осаждать западные журналисты. Создавалось впечатление, что у меня они брали больше фотографий, чем в ТАСС. Ко мне в буквальном смысле стояли очереди из западных журналистов. Их всех интересовала неформальная молодежь, в кругу которой я тусовался, а также молодежная мода, которая меня самого интересовала не меньше. Удивительно, но такой продвинутый журнал, как гамбургский Tempo, поместил на обложку в 1987 году фотографию, сделанную мной в 1985-м, как я думал, «в стол». Парижский Photo в 1989 году в последний момент снял с обложки мою работу «СССР», где девушка, завернутая во флаг СССР, держала под горлом серп. Редакцию Photo попросили не раздражать приезжающего в Париж Горбачева как раз в это время. Зато эта фотография появилась на обложке журнала «Столица» в 1991 году, как раз во время августовского путча. И именно с середины 1990-х годов моим творчеством заинтересовались крупные международные галереи и аукционы мира».

Подробнее на http://www.ruarts.ru/
По материалам пресс-релиза.

Просмотры: 2511
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
3
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
6
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
9
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
10
Терминал C в «Шереметьево» выполнен в духе конструктивизма
Оформление международного терминала C московского аэропорта вдохновлено творчеством Владимира Татлина, Александра Родченко и Якова Чернихова
17 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru