The Art Newspaper Russia
Поиск

Коллекция по цене картины

Министерство культуры Польши за бесценок приобрело уникальное собрание князей Чарторыйских. Сделка, определившая судьбу «Дамы с горностаем» Леонардо да Винчи, продолжает вызывать вопросы

В конце декабря 2016 года польское правительство спешно заключило одну из крупнейших арт-сделок последнего времени. За €100 млн была выкуплена коллекция князей Чарторыйских, включающая в себя 86 тыс. произведений искусства, библиотеку из 25 тыс. книг и рукописей, а также несколько зданий в Кракове, в том числе исторический особняк, где и находится Музей Чарторыйских. Жемчужина коллекции — это, несомненно, «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи, одна из 15 его картин, дошедших до нас.

Написанная в 1489–1490 годах, она долгое время считалась пропавшей, пока неожиданно не появилась в Риме. Там в 1798 году ее приобрел князь Адам Ежи, сын Изабеллы Чарторыйской и основатель семейного музея. Когда в 1939 году Польшу оккупировали нацисты, они изъяли весомую часть коллекции князей; 85 работ, включая произведение Леонардо, отобрали для музея Гитлера в Линце. Ганс Франк, назначенный нацистами генерал-губернатор Кракова, проникся к «Даме с горностаем» особыми чувствами и приказал оставить портрет в своем рабочем кабинете. Вернули картину Польше советские войска после ареста Франка. Семье работа была возвращена в 1991 году в рамках реституции. А 29 декабря 2016 года — день, когда «Дама с горностаем» вместе с остальным бесценным собранием Чарторыйских вновь перешла государству, министр культуры страны Петр Глинский назвал «великим для Польши». Однако его восторг разделяют далеко не все.

Управлявший коллекцией попечительский совет Фонда князей Чарторыйских в знак протеста против продажи принял решение о самороспуске. По словам его членов, их даже не поставили в известность о том, что между правительством и главой совета князем Адамом Каролем Чарторыйским велись переговоры. Попечители ставят под сомнение правомерность сделки, заявляя, что этот шаг противоречит уставу фонда, где на продажу коллекции наложен запрет. Как отмечали польские СМИ, после самороспуска попечительского совета устав в ускоренном судебном порядке был изменен.

Привлекает к себе внимание и финансовая сторона сделки. Многие считают, что коллекция продана фактически за бесценок. Для сравнения: не так давно картина Леонардо «Спаситель мира» (около 1490–1519), по слухам, была куплена в частном порядке за $127,5 млн (около €120 млн). Также не очень понятно, зачем приобретать за €100 млн собрание, которое и так было доступно публике. Картина выставлялась в Музее Чарторыйских, объединенном с Национальным музеем в Кракове. Правда, стоит отметить, что с 2011 года часть его залов закрыта из-за дорогостоящих ремонтных работ. На это время многие предметы из коллекции приютили в Национальном музее в Кракове, а знаменитая «Дама с горностаем» сейчас гостит в замке Вавель. Вероятно, теперь ремонт пойдет быстрее. «Нам не хватало средств, чтобы отреставрировать дворец Чарторыйских. Так что, я думаю, продажа собрания — лучшее решение для Польши, польского народа и иностранных туристов», — заявил Адам Кароль Чарторыйский, подписывая соглашение.

Просмотры: 3790
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
3
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
4
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
5
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
6
Жизнь Пегги Гуггенхайм в искусстве
Экстравагантность «принчипессы» бросалась в глаза, но была не единственным достоинством.
07 декабря 2018
7
РОСИЗО провел мозговой штурм
Новое руководство разберется с имущественным комплексом, избавится от затратных строек и начнет проводить выставки в исторических парках «Россия — моя история».
07 декабря 2018
8
Апгрейд для старых мастеров
Рубеж 2018–2019 годов обещает стать важной вехой в долгой и драматичной истории Государственного художественного собрания Дрездена.
07 декабря 2018
9
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
10
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru