The Art Newspaper Russia
Поиск

Возвращение «каменного гостя»

Завершена уникальная музеефикация шпиатровой скульптуры Рубенса, разбившейся при падении с фасада Нового Эрмитажа в 1950 году

Луиджи Премацци. «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы». 1861

Луиджи Премацци. «Вид Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы». 1861

28 скульптур для фасадов здания Нового Эрмитажа были созданы по проекту и рисункам баварского архитектора Лео фон Кленце из шпиатра — смеси цинка и различных цинковых сплавов с добавлением меди и алюминия. Льют из шпиатра тонкие и особенно сложные произведения небольшого сечения: у него невысокая температура плавления (шпиатр дешевле бронзы), и он прекрасно заполняет формы. Созданные из шпиатра скульптурные портреты знаменитых мастеров прошлого, от Леонардо да Винчи до Рубенса, установили в нишах и на консолях музея в 1848–1850 годах. Со временем эти изображения стали такими же (ну или же почти такими же) эмблематическими символами главного российского музея, как и атланты.

В 1950 году с юго-западного угла здания упала скульптура, изображающая Рубенса. Простоявшая на гранитной консоли ровно 100 лет фигура сорвалась с крепления и, падая с высоты второго этажа, разбилась об асфальт. Ее фрагменты перенесли в реставрационную мастерскую для изучения материала, технологии изготовления и возможных методов реставрации. Тогда, в суровое послевоенное время, еще не было специалистов, имевших опыт реставрации монументальной цинковой скульптуры, к тому же множественные разрозненные осколки не поддавались атрибуции и не состыковывались в единую композицию. Решение вопроса о реставрации затянулось на долгие 50 лет. А в 2000 году было решено изготовить и установить на фасад бронзовую копию скульптуры Рубенса.

Начиная с 2012 года Государственный Эрмитаж проводит реставрационную программу по консервации всей шпиатровой скульптуры и замене ее на фасадах бронзовыми копиями. Самым значимым событием этой программы стало «возвращение» шпиатровой фигуры Рубенса, имеющей, пожалуй, самую трагическую судьбу.

Главным архитектором Государственного Эрмитажа Валерием Лукиным и научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Татьяной Праздниковой выполнено эскизное предложение по музеефикации сохранившихся фрагментов скульптуры и на его основании разработан проект специального экспозиционного каркаса, при помощи которого разрозненные фрагменты собраны в единую монументальную композицию. Сохранившиеся шпиатровые осколки вмонтировали в сетчатый каркас, а утраты остались «полупрозрачными». Через 66 лет после падения выполненная таким образом музеефикация позволила реконструировать утраченные детали и дать вторую жизнь сохранившимся подлинным фрагментам скульптурного портрета Рубенса.

Уникальность работы с этой фасадной скульптурой — в комплексном подходе, основанном на этических нормах реставрации, научно-методических разработках, концептуально новом осмыслении пространственно-временных связей. Это выразилось в сохранении подлинной скульптуры, музеефикации и воссоздании утраченных элементов. Памятник, казалось бы обреченный на исчезновение, получил второе рождение и экспонируется в открытом хранении эрмитажного фондохранилища.

Материалы по теме
Просмотры: 1964
Популярные материалы
1
Как Игорь Топоровский продавал картины и кто их покупал
Российские полицейские объявили о разоблачении участников группы, поставлявшей подделки для Игоря Топоровского, но не назвали ни одного имени. Наша газета может рассказать о некоторых подробностях впервые.
19 февраля 2020
2
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
3
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Музей Людвига решился показать свои подделки русского авангарда
История с коллекционерами Топоровскими, подозреваемыми в продаже фальшивого русского авангарда, имеет и плюсы: музеи решили серьезно отнестись к перепроверке фондов.
17 февраля 2020
6
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
7
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
8
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
9
Международный арт-проект от Hyundai Motorstudio Human (un)limited
Серия выставок современного искусства Human (un)limited — это новый международный арт-проект Hyundai Motorstudio, организованный совместно с австрийской медиаарт-группой Ars Electronica, который сейчас проходит в трех городах: Москве, Пекине и Сеуле. В Hyundai Motorstudio Moscow проект Human (un)limited представлен работой российского современного художника Егора Крафта.
16 февраля 2020
10
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru