The Art Newspaper Russia
Поиск

Кафтан — современник Петра I обрел вторую жизнь

В Эрмитаже завершилась реставрация предметов одежды, поднятых со дна Балтийского моря во время археологических исследований торгового судна, затонувшего в Выборгском заливе в 1724 году

Подводные раскопки в акватории Финского залива, в частности пролива Бьёркезунд, ведутся уже давно: с 2003 года здесь работает экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества. Тут, на глубине около 50 м, и лежит корабль «Архангел Рафаил». В конце 1724 года это немецкое торговое судно, шедшее из Санкт-Петербурга в Любек с грузом сала и юфти, потерпело крушение в Выборгском заливе. Вся команда смогла спастись, но раздавленный льдами корабль затонул.

Уже в наше время в числе ценных артефактов на поверхность было поднято много бытовых предметов и хранившаяся на борту одежда. Среди них были шерстяной кафтан и штаны — рядовые вещи, но именно поэтому они встречаются редко. Костюм был пропитан разлившимся при кораблекрушении дегтем, который в сочетании с водой послужил хорошим консервантом (без дегтя ткани в воде вряд ли могли сохраниться). Именно сохранность делает находку обыденных вещей 300-летней давности явлением почти уникальным.

В середине 2014 года поднятые с морского дна предметы (кроме кафтана и штанов, это полотняный мешок и кусок корабельного каната), поступили в лабораторию научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи, созданную в Эрмитаже еще в 1938 году. Именно здесь усилиями химиков, биологов и реставраторов они были восстановлены.

По словам руководителя лаборатории Марины Денисовой, кафтан из тонкого шерстяного сукна горчичного оттенка на подкладке был сделан, скорее всего, в Германии в самом конце XVII — начале XVIII века. Верхнюю одежду, которая придется впору современному человеку 50–52 размера, отличает отменное качество материала. Владелец носил кафтан не один десяток лет. При его жизни потертая и заношенная до дыр вещь не раз подвергалась бережной починке: штопка XVIII века сделана другими материалами и разными руками. Вполне возможно, перекраивались рукава кафтана. Под мышками заменены выношенные куски ткани, а разрыв на локте зашит льняной нитью через край и явно мужской рукой (должно быть, хозяин зацепился за что-то рукавом). По фасону того времени пуговицы и петли разделялись на рабочие и декоративные: по борту кафтана шло 20 пуговиц, на которые он застегивался, остальные были пришиты «для красоты», а на клапанах карманов такое соотношение было три к четырем. Сохранились все швы, и даже следы шва и запаса ткани на кармане, а также скрепки льняных нитей, фиксировавшие фалды.

В ходе реставрации кафтана главной задачей было удалить деготь, что потребовало длительного времени. Сотрудники лаборатории совместно с химиками из отдела научно-технической экспертизы разработали новую методику для его удаления. Вещь постоянно находилась в воде, которая периодически менялась, сначала деготь постепенно вымывался, а большие куски счищались с ткани шпателем, затем приступили к растворению химикатами. Как рассказала Марина Денисова, каждое утро в лаборатории начиналось с разгрузки химикатов и обработки предметов, которые на ночь оставлялись в воде. Химической очисткой реставраторы добились ожидаемого результата и, после того как вещи были высушены, перешли к укреплению тканей, пуговиц, петель. Тонкая, прочная и окрашенная в цвет памятника реставрационная нить проходит в толще сукна, определенным швом сцепляя разорванные фрагменты.

Новая технология была опробована на двух вещах. Рядом с кафтаном были найдены широкие штаны из плотной ткани, гораздо меньше пострадавшие от дегтя. Этот предмет тоже позволяет судить о владельце: кроме изначальной пуговицы и петли на поясе штанов, была грубо прорезана и обметана еще одна, самодельная — наверное, их хозяин похудел. Дополняет археологические находки пахнущий дегтем кусок каната и мешок, прошитый надежным швом и завязанный сверху. Задачей реставраторов было удалить с этих вещей плесень, а мешок высушить, не развязывая веревку, хотя все его содержимое высыпалось и на боках есть несколько разных заплат.

Важнейшая задача при реставрации тканей — зафиксировать сохранившийся предмет, уберечь от дальнейшего разрушения. Сейчас отреставрированные и законсервированные вещи, переданные на хранение в Эрмитаж Институтом археологии, вполне готовы к экспонированию.

Материалы по теме
Просмотры: 7681
Популярные материалы
1
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
2
Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели
Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно.
09 декабря 2019
3
МоМА решил избавиться от «-измов»
Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции.
09 декабря 2019
4
Ашшурбанапал, владыка мира, покоряет Петербург
Британский музей поделился с Эрмитажем ассирийским искусством.
10 декабря 2019
5
Третьяковская галерея запускает образовательный онлайн-проект
Новый портал «Лаврус» соберет тематические курсы по истории искусства.
12 декабря 2019
6
Бэнкси превратил скамейку в повозку Санта-Клауса
Уличный художник выложил в Cеть видео, в котором прохожий в Бирмингеме останавливается около спящего на улице человека и дает ему еду и теплое питье. Новая работа должна привлечь внимание к проблеме бездомных в Великобритании.
10 декабря 2019
7
Президентом Королевской академии художеств впервые стала женщина
Художник Ребекка Солтер стала первой женщиной, возглавившей эту институцию за всю ее 251-летнюю историю.
12 декабря 2019
8
Картину Климта, украденную 22 года назад, нашли в Италии
«Женский портрет» входил в топ-лист самых ценных разыскиваемых полотен, сегодня он оценивается в €60 млн. Картину обнаружили в стене галереи, откуда она была похищена в 1997 году.
12 декабря 2019
9
Американцы поделились с французами своим Эль Греко, а испанцы — нет
В парижском Гран-пале проходит первая большая французская ретроспектива художника.
10 декабря 2019
10
Доступные шедевры: тираж, бумага, молодость
Пока аналитики арт-рынка сетуют на снижение объемов продаж произведений искусства, галеристы ищут необычные форматы для привлечения новых клиентов и массово осваивают нижний ценовой сегмент.
12 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru