The Art Newspaper Russia
Поиск

Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной

Реставрация живописи и графики художника в Центре имени Грабаря не только спасла работы, но и дала много интересных подробностей о творчестве Фешина

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне. 1919 г. Courtesy of Picasso Museum Paris

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне. 1919 г. Courtesy of Picasso Museum Paris

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря открывается выставка произведений Николая Фешина его русского периода, 1900-х — начала 1920-х годов. Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Девятнадцать произведений — 3 картины и 16 рисунков — собрались из пяти региональных музеев и одной частной московской коллекции. Среди них — гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Или «Женский портрет (Сидорченко)» — одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе.

Угольные и карандашные рисунки, эскизы, созданные масляными красками на картоне, листы, выполненные Фешиным в смешанной технике, — оптимальный способ реставрации подбирали для каждой работы отдельно, исследовав пигменты и бумагу. С последним специалистам пришлось особенно нелегко: почти для всех произведений, созданных в первые послереволюционные годы, Фешин использовал серую низкокачественную бумагу — тонкую, ломкую, трудно поддающуюся восстановлению. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было. Художник приспособился использовать серый цвет этой бумаги и ее неровную поверхность в художественных целях, а позже, уже в Америке, покупал дорогую фактурную китайскую бумагу, чтобы найденный эффект сохранить.

Нарушили сохранность работ и бытовые факторы. Загибы по периметру листа, многочисленные монтировочные наклейки и следы клеев разного состава стали причиной серьезных повреждений, от которых реставраторам тем не менее удалось избавиться.

Узнать подробности о том, как велись реставрационные работы, можно благодаря мультимедийному сопровождению выставки: каждый этап восстановления задокументирован, материалы будут демонстрироваться в зале экспозиции. Организаторы также подготовили образовательную программу — цикл лекций о реставрации графики и экскурсии в реставрационные мастерские.

Выставка открыта с 16 по 30 марта.

Просмотры: 7449
Популярные материалы
1
«Спаситель мира» Леонардо да Винчи продан за $450,3 млн на Christie's
Картина великого мастера эпохи Возрождения из скандальной коллекции миллиардера Дмитрия Рыболовлева официально стала самым дорогим произведением искусства в мире.
16 ноября 2017
2
«Любовники» Марка Шагала проданы за рекордную сумму покупателю из России
Картина 1928 года за $28,5 млн — аукционный рекорд для художника и самый дорогой лот торгов импрессионизма и модернизма Sotheby’s, суммарная выручка которых составила $269,7 млн.
15 ноября 2017
3
Как текстильный магнат Сергей Щукин собрал коллекцию мирового значения
В издательстве «Слово» вышла книга известного искусствоведа Натальи Семеновой — это первый полный иллюстрированный каталог собрания коллекционера.
17 ноября 2017
4
Спасенная после похищения акварель Врубеля вернется в Армению
Владимир Путин передал президенту Армении Сержу Саргсяну отреставрированную акварель Михаила Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон». Произведение на время приедет Москву в 2020 году, на выставку художника в Третьяковской галерее.
16 ноября 2017
5
Лувр нашего времени
Не роскошный, а интеллектуальный и изысканный. Ольга Кабанова по просьбе TANR поделилась своими личными впечатлениями от посещения нового музея в Абу-Даби.
16 ноября 2017
6
Павильон России на время Архитектурной биеннале станет железнодорожной станцией
В национальном павильоне на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции, которая пройдет с 26 мая по 25 ноября 2018 года, покажут проект «Станция „Россия“».
15 ноября 2017
7
Как не только полюбить, но и понять сегодняшнее искусство
Инструкцию предлагают книги «Искусство смотреть: Как воспринимать современное искусство» Оссиана Уорда и «Как писать о современном искусстве» Гильды Уильямс.
17 ноября 2017
8
Валерий Барыкин: «Красивая женщина на социальном плакате на 180 градусов разворачивает его смысл»
Пятница — отличный повод поговорить о советском пин-апе с тем, кто его придумал и прославил. Нижегородский художник Валерий Барыкин рассказал нам о природе советского эротизма, о своих моделях и о том, можно ли стать героем его сюжетов.
17 ноября 2017
9
Рем Колхас превратит здание ХIX века в Париже в галерею-трансформер
Выставочное пространство Lafayette Anticipations в Маре станет своеобразным «конструктором» для кураторов выставок. Оно откроется 10 марта выставкой нью-йоркской художницы Луц Бахер.
17 ноября 2017
10
Русский музей открыл зал официоза
Зал официального искусства сталинской эпохи появился в Государственном Русском музее к 100-летию революции.
16 ноября 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru