The Art Newspaper Russia
Поиск

В Уффици покажут «старых мастериц»

Директор флорентийского музея расширяет канон — не без помощи активисток из Guerrilla Girls. Теперь в постоянной экспозиции музея будет больше работ художников-женщин, которые веками находились в тени

С этой весны один из старейших музеев мира, Галерея Уффици во Флоренции, начнет уделять больше внимания творчеству художниц в рамках долгосрочной инициативы по исправлению исторической несправедливости по отношению к женщинам. Приуроченное к Международному женскому дню, 8 марта состоится открытие выставки, посвященной творчеству монахини Плаутиллы Нелли (1523–1587), первой известной флорентийской художницы эпохи Возрождения. А двумя неделями позже в стоящем на противоположном берегу реки Арно музее-«побратиме» Уффици, в Палаццо Питти, откроется выставка автопортретов покойной австрийской художницы и феминистки Марии Лассниг (24 марта — 28 июня).

Как рассказал директор Галереи Уффици и Палаццо Питти Айке Шмидт, выставка Плаутиллы Нелли станет первой в бессрочной ежегодной серии экспозиций, посвященных художницам прошлого. По его словам, более десятка полотен Нелли, в том числе недавно обнаруженные в церквях и музеях Центральной Италии, будут соседствовать с работами из ее доминиканского монастыря. Публикацию каталога спонсирует флорентийский Фонд продвижения художников-женщин, также отреставрировавший ряд работ Нелли.

В свою очередь, решение организовать выставку Лассниг подсказала восходящая к XVII веку знаменитая коллекция автопортретов из Уффици. Подборка из трех десятков работ Лассниг, прибывших из венской Альбертины, где в мае пройдет выставка рисунков художницы, одновременно является феминистским высказыванием. «Лассниг всегда интересовало ее тело именно как тело женское, интересовали взаимоотношения между мужским телом и женским телом», — говорит Шмидт.

Отправной точкой феминистских инициатив музея стала состоявшаяся в 2015 году встреча его директора с американской группой активисток Guerrilla Girls, на протяжении трех десятилетий борющихся против неравенства в мире искусства. Галерея Уффици не вошла в обзор почти 400 европейских художественных учреждений, составленный группой в рамках кампании по борьбе за разнообразие в музейных программах: в него включены только площадки, экспонирующие современное искусство и искусство модернизма. (Результаты этой работы можно увидеть в галерее Whitechapel Gallery в Лондоне до 5 марта.) Тем не менее Уффици, созданная семьей Медичи и открытая в 1769 году великим герцогом Тосканы, обладает, по словам Шмидта, «вероятно, самой богатой коллекцией произведений художниц, живших до XIX века».

Многие из них входят в широко известную, но мало посещаемую коллекцию, которая ранее располагалась в узком коридоре Вазари, соединяющем Уффици с палаццо Питти. В ноябре коридор был закрыт на реставрацию. Увидеть произведения таких старых мастеров, как Рафаэль и Рембрандт, а также к картины Луизы Виже-Лебрен и Мариетты Робусти (дочь Тинторетто) могли, рассказывает Шмидт, только частные группы, а они составляют менее 1% от свыше 2 млн человек, ежегодно посещающих Уффици. По словам директора, после возвращения коллекции грядущей осенью женские автопортреты займут даже больше, чем целый зал, в основном здании музея.

В прошлогоднем интервью The Art Newspaper Фрида Кало из Guerrilla Girls напомнила, что «чисто символическая поддержка — это скорее часть проблемы, чем ее решение». В 2010 году Галерея Уффици проводила выставку 100 исторических и современных автопортретов, созданных женщинами. Теперь, устраивая регулярные выставки художниц и вводя их работы в постоянную экспозицию, музей стремится, как говорит его руководитель, «избежать замыкания в гетто». «Это не просто отдельная инициатива на какие-нибудь три-пять лет. Не знаю, буду ли я к тому моменту по-прежнему занимать должность директора, но, мне кажется, мы легко могли бы делать это и 20 лет», — уверен Шмидт.

Над расширением канона работают и другие крупные музеи мира. В число выставок, посвященных недооцененным художницам, или «старым мастерицам», вошла экспозиция Виже-Лебрен в парижском Гран-пале, в прошлом году ездившая в нью-йоркский Метрополитен-музей. В конце года мадридский Прадо открыл первую в своих стенах персональную выставку художницы Клары Петерс (до 19 февраля). «Среди знаменитейших художников нашего времени есть женщины, и уже один этот факт неизбежно вызывает вопрос, с чего все это началось и как развивалось. Думаю, нам уже давно пора — и мы готовы к этому — вернуть в экспозиции великих художниц прошлого», — говорит Айке Шмидт.

Материалы по теме
Просмотры: 13220
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru