The Art Newspaper Russia
Поиск

Лучшие из лучших: представляем лауреатов премии The Art Newspaper Russia

На церемонии в московском Манеже вручены призы газеты в пяти номинациях

Музей года — 2016

Московский музей современного искусства
За блестящую музеефикацию новых имен и актуальных художественных практик

Московский музей современного искусства сейчас называет себя аббревиатурой ММОМА, намекая на прообраз всех музеев современного искусства — нью-йоркский МоМА. Такая отсылка вполне оправданна: в Москве и в России
ММОМА — первый музей современного искусства, отчетливо продекларировавший свою специализацию.

Возник музей в 1999 году по инициативе президента Российской академии художеств Зураба Церетели — его личное собрание работ западных модернистов стало основой коллекции, город предоставил историческое здание на Петровке. Знаменитый скульптор-монументалист призвал руководить новой институцией своего внука Василия Церетели, получившего художественное образование в Нью-Йорке.

С тех пор музей разросся (теперь у него пять площадок) и расширил свою коллекцию, покупая работы современных российских художников. При музее существуют «Свободные мастерские» для художников (1,5 тыс. выпускников), издается журнал «Диалог искусств», работают книжные магазины, кафе, учрежден «Московский Арт Клуб», есть детская программа, акции для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Масштаб деятельности ММОМА легко оценить, взглянув на 70 выставок 2016 года. Это и персоналки художников среднего поколения, часто первые в их карьере. Достаточно назвать Андрея Кузькина, именно за свою выставку в ММОМА получившего Премию Кандинского в номинации «Проект года», Виту Буйвид с ее «фотоживописью», вышедшего из граффити Валерия Чтака, группу «МишМаш».

Это и выставки в рамках программы поддержки молодого искусства, в том числе участников «Свободных мастерских» . Это несколько выставок на Московской молодежной биеннале. Это выездные выставки в Дюссельдорфе, Екатеринбурге, Норильске. Это проект самого авторитетного на мировой сцене российского куратора Виктора Мизиано «Удел человеческий». И снискавший популярность культурологический проект про пишущие машинки «1000 ударов в минуту».

Это исследовательские выставки, посвященные истории российского искусства: «Вертограды Михаи­ла Шварцмана» — кураторский взгляд Сергея Хачатурова на творчество живо­писца-метафизика 1960–1970-х годов, история петербургской группы перформансистов «Новые тупые» 1990-х, история студии Элия Белютина (1950-е). Наконец, это громкие гастроли мировых звезд, таких как немецкий скульптор Стефан Балкенхол.

В условиях конкуренции, когда и крупнейшие федеральные музеи, и частные фонды уделяют все больше внимания актуальным практикам, ММОМА активно проводит свою линию, лидируя в том, что касается современной российской художественной сцены. Музей дает зрителям возможность познакомиться со всем спектром художественных тенденций, от академической живописи до стрит-арта и перформанса, а российским художникам и кураторам — шанс войти в историю в расцвете своего таланта. 


Выставка года — 2016

«Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина»
За дипломатический талант и зримый памятник выдающемуся коллекционеру

Моральный долг. Это понятие первым приходит на ум, когда думаешь о выставке коллекции Сергея Ивановича Щукина (1854–1936) в музее Фонда Louis Vuitton. Несомненно, выставка великолепна: по количеству шедевров на квадратный метр ее можно сравнить с собраниями великих музеев мира. Работами Пикассо, Матисса, Сезанна, Ван Гога, Брака и многих других мастеров заняты все четыре этажа здания. Но трудно забыть о печальной судьбе коллекционера, чье собрание впервые после разорения представлено если и не во всей полноте, то достаточно широко, чтобы оценить его уникальный размах и характер.

Всего в Париж приехало более 130 произведений из коллекции Щукина, то есть примерно ее половина. Свои экспонаты на выставку предоставили Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. К этому из Третьяковки и целого десятка других музеев добавились избранные произведения русского авангарда, созданные по следам визитов в частный музей Щукина в Москве. Эти работы вкраплены в экспозицию как комментарии к основному сюжету, предложенному куратором Анной Бальдассари. Не буквально, но точно по духу воспроизведено то, как картины висели в московском доме Щукина, согласно какой логике, какие образовывали группы, что было в кабинете, а что в гостиной, как складывались мини-коллекции самых любимых живописцев.

Отдельным аттракционом стал специально созданный фильм Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, где героев выставки играют современные актеры. Авторы посвятили его известному эпизоду, когда Щукин заказал панно «Танец» Матиссу, азарту коллекционера, победившему предубеждения.

Художественная мощь этой эпохальной выставки только подчеркивает ее этическое значение — возвращение морального долга. Коллекция Щукина, как сотни других, была национализирована советским государством, а ее хозяин вынужден был эмигрировать во Францию. Долгое время сам факт происхождения работ импрессионистов и постимпрессионистов в собраниях двух государственных музеев — ГМИИ и Эрмитажа, между которыми коллекция была разделена в 1940-е годы, замалчивался. Лишь в постсоветскую эпоху российские музеи начали обсуждать эту тему — во многом благодаря усилиям наследников. Так, внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко, понимая, что реституция невозможна, просил хотя бы об элементарной справедливости — указывать, что эти произведения происходят из собрания его деда. В этом наследнику пошли навстречу. Однако у двух музеев — держателей частей щукинской коллекции, при всех благих намерениях, не нашлось возможности создать такой совокупный памятник коллекционеру, пока не появилась третья сторона — Фонд Louis Vuitton во главе с коллекционером Бернаром Арно. Так совместными усилиями родилась эта выставка — прекрасный компромисс, заставляющий, пусть и на время, повернуть историю вспять. 


Реставрация года — 2016

Рогир ван дер Вейден. «Святой Лука, рисующий Мадонну»
Реставраторам Эрмитажа — за возвращение шедевру мировой живописи первоначального вида, цвета и деталей

К артина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» многие годы находилась в постоянной музейной экспозиции в Романовской галерее Зимнего дворца, но ее истинного лица до проведенной реставрации публика и исследователи не знали.

Произведение, попавшее в 2013 году на стол худож­ника-реставратора Валерия Бровкина в лаборатории научной реставрации станковой живописи, возглавляемой Виктором Коробовым, имеет богатую историю. «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» появляется в Эрмитаже в середи­не XIX века по частям: в 1850 году приобрели правую половину с изображени­ем святого Луки (она происходи­ла из коллекции короля Нидерландов Виллема II), в 1884-м у парижского антиквара Антуана Бера выкупили левую половину с изображением Мадонны, прежде принадлежавшую жившей в изгнании во Франции испанской королеве Изабелле II. В 1854 году Федор Табунцов паркетировал доску со святым Лукой, в 1867-м Александр Сидоров перевел ее с дерева на холст, и в 1884 году он же соединил две половины в единое целое. В результате картина получила две реставрационные приставки: слева под ногами Мадонны и справа над головой евангелиста, где были добавлены недостающие куски живописи. Реставрационные записи на стыке двух частей широко перекрывали утраты авторского красочного слоя и за полтора века изменились в цвете и тоне. Лак, которым была покрыта картина, со временем сильно потемнел, полностью исказив первоначальный колорит. В отделе научной реставрации и консервации под руководством Татьяны Барановой начали с исследования картины в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах и изучения состава живописи. Затем постепенно были удалены потемневший слой лака и поздние реставрационные записи. По оставшимся кусочкам оригинальной живописи и на основании других вариантов картины были сделаны необходимые реконструкции. В итоге устранили тональную разницу между двумя половинами работы, оригинальный цвет совпал на обеих частях, и стало очевидным подлинное цветовое решение Рогира ван дер Вейдена. Завершенная в конце 2015 года реставрация открыла картину заново. Как известно, произведение ван дер Вейдена существует в четырех близких между собой вариантах: признанный оригинальным находится в Музее изящных искусств в Бостоне, еще два хранятся в Мюнхене и Брюгге. Теперь эрмитажная работа может уверенно считаться второй по времени создания авторской копией. После реставрации обнаружилось огромное количество нюансов изображения — стали видны мельчайшие фигуры, рябь на воде, кладка стен. Оказалось, что в келье святого Луки на столе стоит невидимая прежде чернильница, а на полке между книг лежит свиток; открылся изначальный синий цвет плаща Мадонны.

Не лишним будет отметить и то, что реставрация  картины «Святой Лука, рисующий Мадонну» вслед за триптихом «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса — важный этап планомерной работы в музее над нидерландской живописью XV–XVI веков. 


Книга года — 2016

«Кузьма Петров-Водкин и его школа»
За открытие неизвестных прежде имен и деталей биографий художников круга Петрова-Водкина

Исследовательский и издательский метод Ильдара Галеева характеризуют тщательность и подчеркнутое внимание к деталям, когда нет ничего второстепенного ни в архивно-исторических исследованиях, ни в атрибуции и искусствоведческих описаниях, ни в подаче материала.

«Галеев-галерея», существующая с 2006 года (до этого времени Галеев четыре года вел работу галереи «Арт-диваж»), организовала около 40 выставок, к каждой из которых выпущен научно фундированный каталог. Выставки и издания о творчестве известных мастеров, к числу «забытых» обычно не относимых, помогли осветить новые грани их таланта. Так произошло с показом произведений Николая Фешина (Галеев курировал его первую за более чем 40 лет выставку в Москве), графики живописца Роберта Фалька (его персональных выставок столица ждет уже давно), гравюрного наследия Дмитрия Митрохина, блестящего рисовальщика и иллюстратора.

Искусство гравюры — важная тема в проектах галереи Ильдара Галеева. Ей посвящены исследования творчества офортиста и ксилографа Василия Масютина, в 1920-м покинувшего Россию, Павла Шиллинговского — гравера-классика, по-пиранезиански воспевшего руины послереволюционного Петрограда и блокадного Ленинграда. Другие выставки Галеева посвящены теневым гениям 1920–1930-х годов. Наиболее важные из них — о забытых «художниках довоенного Ленинграда» (Галеев гордится изобретением этого понятия) и мастерах «третьего пути», «непримиримо тихих поэтах» Николае Лапшине и Владимире Гринберге. Существенным было открытие живописи Николая Тырсы и Константина Рудакова, а также определение вклада школ Михаила Матюшина, Павла Филонова и Казимира Малевича в создание книжной графики нового типа.

Помимо художественных проектов, «Галеев-галерея» занимается публикацией художественной литературы, включая современные романы (отметим «Фланер» и «Парад» Николая Кононова, уже ставшие новой классикой), и архивных документов (начат выпуск многотомного издания дневников Ивана Ювачева, отца знаменитого Даниила Хармса, изучаются и публикуются письма народного художника СССР Аркадия Пластова). Немало внимания уделяется галереей и русской художественной фотографии ХХ века. Здесь стоит упомянуть Макса Пенсона, выдающегося фотографа узбекского авангарда, или ленинградского художника-архитектора 1920‑х годов Бориса Смирнова.

Выявление круга Кузьмы Петрова-Водкина, отмеченное премией, — из этого ряда. Круг учеников и последователей художника впервые становится значимым фактом русского искусства после двух больших выставок в Москве и Санкт-Петербурге, к которым и было выпущено исследование Ильдара Галеева. Двухтомник, оформленный в красном, синем и желтом цветах («трехцветка» является основой метода Петрова-Водкина), не только открывает множество неизвестных имен и художественных явлений, но и делает круг этого художника таким же важным явлением, как окружение Матюшина, Филонова или Малевича. 


Личный вклад — 2016

«Коллекция!»: уникальный дар центру Помпиду. Благотворительный фонд Владимира Потанина, Бернар Блистен, Ольга Свиблова и группа дарителей
Коллекционерам, кураторам, художникам и их семьям — за щедрость и способность объединять

Одним из главных событий 2016 года стала передача в дар Центру Жоржа Помпиду коллекции из 357 работ 65 отечественных художников второй половины XX века. Свой вклад в него внесли более 40 коллекционеров, художников и галеристов под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина. Большинство работ было выкуплено фондом у владельцев, но и подарено было немало. В списке дарителей — фонд Игоря Цуканова, владельцы фонда «Екатерина» Владимир и Екатерина Семенихины, основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц, издатель The Art Newspaper Russia Инна Баженова, арт-консультант Николас Ильин, коллекционеры Тамаз и Ивета Манашеровы и многие другие. Куратором выставки «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею» (14 сентября 2016 года — 27 марта 2017 года) стала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова (куратор с французской стороны — Николя Лиуччи-Гутников), и эта выставка во многом ее заслуга.

Выставка заняла почти весь четвертый этаж музея. Экспозиция, которая дополнила уже давно существующую в Центре Помпиду коллекцию русского авангарда, построена по хронологическому принципу — от нонконформизма 1950-х до неоконцептуализма конца 1990-х. Дальше, в 2000-е годы, по мнению организаторов, российское искусство уже вошло в общемировой контекст, поэтому одна из целей выставки — показать развитие искусства за железным занавесом, чтобы облегчить западному зрителю понимание современных российских авторов. Выставку «КОЛЛЕКЦИЯ!» по праву можно назвать исторической: она впервые провела прямые линии от нонконформистов к Новой академии и Тимуру Новикову, от соц-арта Комара и Меламида — к Олегу Кулику, от Бульдозерной выставки — к психоделическому реализму Павла Пепперштейна. Одной из важных целей коллективного дара отечественных коллекционеров была интеграция творчества художников-эмигрантов, давно живущих в Париже, в общий контекст российского искусства. И эта цель достигнута: удалось создать новый, обобщенный взгляд на историю развития советского неофициального искусства, предполагающий преемственность поколений там, где были разрозненные группы преследуемых и загнанных художников.

Материалы по теме
Просмотры: 3790
Популярные материалы
1
Виктор Шалай: «Нужно или увольняться, или менять систему»
Директор Приморского музея им. В.К.Арсеньева рассказал нам о том, зачем возит во Владивосток коллекции из глубинки, о непростых управленческих решениях, самоокупаемости культуры, а также об особенностях исторической памяти на Дальнем Востоке.
10 декабря 2018
2
Неприкрытую порнографию не оправдать формальными исследованиями
Дети и подростки не должны быть изображены как сексуальные объекты.
12 декабря 2018
3
Михаил Пиотровский: «Все равно будем делать то, что считаем важным и нужным»
Генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России считает, что культуре необходима свобода, а музеям — автономность.
11 декабря 2018
4
Выставка «История интерьера. От барокко до минимализма» открывается в «Царицыно»
На ней воссоздадут интерьеры XIX века с фарфоровыми вазами и сервизами, а также представят переживающий ренессанс минимализм 1960-х.
13 декабря 2018
5
Музейные мечты сбываются
Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia.
10 декабря 2018
6
Эрмитаж, Третьяковку и балет — в регионы
В трех городах начали стремительно строить культурно-образовательные комплексы. Для этого был создан фонд «Национальное культурное наследие».
10 декабря 2018
7
Новогодние каникулы в Москве: куда пойти с детьми
Научный «Арт-эксперимент» в «Гараже», «Голландский Новый год» в усадьбе Кусково и другие праздничные мероприятия, которые будут интересны всем возрастам, начиная с самых маленьких.
13 декабря 2018
8
Здесь жила Муму и бывал Тургенев
В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией.
11 декабря 2018
9
Бахрушинский музей откроет постоянную экспозицию, посвященную российской эстраде
Среди долгосрочных планов — создание музея эстрады, который может быть открыт в здании нынешнего кинотеатра «Пять звезд».
12 декабря 2018
10
Безупречно организованный разгром
В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось!
12 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru