The Art Newspaper Russia
Поиск

Премия газеты вручена в пятый раз

2 февраля в московском Манеже в пятый раз вручили премию газеты The Art Newspaper Russia. Лауреаты в номинациях, совпадающих с рубриками газеты, получили призы — скрещенные, как стрелки часов, башенки — Спасскую и Биг-Бен

Юбилей обязывает — и церемония вручения премии в Манеже вышла впечатляющей. От пометок в приглашениях «дамы в красном» (красный — фирменный цвет The Art Newspaper Russia) и до грандиозной лестницы-сцены, воздвигнутой в глубине Манежа, — все было подчеркнуто торжественным. Шоу вручения наград — самая важная часть премии: денежного приза у нее нет, только скульптура Сергея Шеховцова (накануне в редакции художник собственноручно подписал весь тираж из пяти штук). Поэтому театральный номер, посвященный каждому лауреату, служит своеобразным даром и знаком признания его заслуг. Театрализованное шоу было подготовлено режиссерско-продюсерской группой Алексея Аграновича и Кирилла Преображенского, а также Анной Наумовой, отвечающей за сценографию.

Церемонию открыла издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова, поблагодарившая партнеров (среди которых Департамент культуры города Москвы, Газпромбанк Private Banking, Центральный выставочный зал «Манеж», BMW Group Россия, Four Seasons Hotel Moscow, MaximiliaN London, компания Simple) и пригласившая на сцену заместителя министра культуры РФ Александра Журавского. «Феномен культурных очередей — это прекрасно, и замечательно, когда есть издание, отмечающее вклад людей культуры», — сказал он.

Главный редактор российского издания Милена Орлова, в свою очередь, напомнила, что премия формируется на основе мнения редакции газеты The Art Newspaper Russia. Она приветствовала присутствовавших в зале английских коллег, в том числе основателя и редакционного директора The Art Newspaper Анну Сомерс Кокс, специально приехавшую в Москву. Поблагодарила Милена Орлова и издателя, отметив, что Инна Баженова сделала все, чтобы издание крепло и расширялось.

Театр в театре и рассыпающийся и вновь собирающийся пазл — эти форма и тема были сквозными в представлении. Учитель и Ученик, две маленькие фигурки, запертые в своей коробочке-сцене, рассуждали об истории, времени и музеях, знаниях и книгах, о тщете усилий и вечности надежд. Они то почти собирали, то разрушали некий пазл, символизирующий усилия всего того художественного сообщества, которое заполняло зал.

Первый приз вручали за «Личный вклад». На сцену один за другим поднимались люди: коллекционеры, художники и члены их семей, кураторы — все те, кто внес свой вклад в переданную в дар парижскому Центру Жоржа Помпиду коллекцию из 357 работ 65 отечественных художников второй половины XX века. С каждым на сцену вступал музыкант, и в финале многоголосье, написанное современным композитором Александром Маноцковым, слилось в мощнейшую коду. «За щедрость и способность объединять» — с такой формулировкой главный приз получил Благотворительный фонд Владимира Потанина. Специальными дипломами «за вклад в развитие, исследование и продвижение русского искусства» были награждены директор Центра Жоржа Помпиду Бернар Блистен, вдохновитель, идеолог и куратор выставки с российской стороны Ольга Свиблова, куратор выставки с французской стороны Николя Люччи-Гутников.

Приз вручила Стелла Кесаева — глава Stella Art Foundation, троекратный комиссар павильона России на Венецианской биеннале и прошлогодний лауреат Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». Награду приняли президент Благотворительного фонда В.Потанина Лариса Зелькова и генеральный директор фонда Оксана Орачева. Рассказывая о проекте, Лариса Зелькова отметила, что для всех его участников и организаторов было крайне важно сделать историю, которой можно гордиться. «Это проект про то, как быть щедрым, как любить искусство и как показывать его другим», — сказала она.

К микрофону были также приглашены директор Центра Помпиду Бернар Блистен и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, без которой, по словам французского гостя, проект бы не реализовался. «Это мистика, но мы собрали за год более 300 работ. В эту ужасную эпоху, в которую мы живем, есть политика дружбы, и я верю в нее», — сказал Блистен со сцены.

«Все, что мы делали, мы делали из любви к русскому искусству, — заверила Ольга Свиблова. — Русских людей нечасто удается соединить на позитивные свершения. Все коллекционеры, которых назвали здесь, делали дары от всего сердца. Когда мы праздновали открытие выставки в Центре Помпиду, один из коллекционеров сказал: „Боже, как трудно было отдавать! И как хорошо, что мы это сделали!“».

«Выставка года» в нынешнем году тоже отчасти про способность к единению. Ею стала экспозиция шедевров из коллекции Сергея Щукина в парижском музее Фонда Louis Vuitton. Она объединила более 130 произведений, впервые встретившихся после того, как волею судеб собрание Щукина было поделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Эта выставка и сейчас, спустя четыре месяца после открытия, собирает в Париже очереди. На тему единения и неизбежного расставания по чужой воле поставил печальный пластический номер хореограф Олег Глушков (работавший в кино с Валерием Тодоровским над фильмом «Стиляги», а в театре — с Тимофеем Кулябиным и Романом Самгиным).

Награду из рук советника по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России Оливье Гийома принял внук Щукина, исторический консультант выставки «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина» Андре-Марк Делок-Фурко. По его словам, выставка коллекции Сергея Ивановича Щукина — самая успешная в Париже за последнее время. «Уже 800 тыс. посетителей сегодня, а выставка открыта еще месяц. Так что мы надеемся побить рекорд „Титаника“», — пошутил он, а после уже серьезно отметил, что сегодня, с вручением премии, Щукин вернулся в Россию.

Награду в номинации «Музей года» вручал лауреат самой первой Премии The Art Newspaper Russia в этой номинации, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности Борух Горин. «„Хороший музей — это время, которое уложилось в пространство“. Это цитата Орхана Памука, и мне радостно, что я с ним согласен и приветствую победителя», — сказал он перед оглашением лауреата, которым стал Московский музей современного искусства (MMOMA). Приз получили его директор Зураб Церетели и исполнительный директор Василий Церетели.

Подарком победителю стал видеоперформанс, сделанный специально для премии в залах музея художницей Сашей Пироговой, одной из тех, кто будет нынешней весной представлять Россию на Венецианской биеннале современного искусства. Снятые в холодной, отчужденной манере персонажи к концу видео оживают, доказывая, что «блестящая музеефикация новых имен и актуальных художественных практик» (с такой формулировкой победил MMОMA) не означает их умерщвления. Видеоперформанс шел под космическое пение Нино Катамадзе и группы Insight.

«Книга года» была отмечена видеороликом по мотивам сочинений учеников художественной студии «ДЭЗ № 5» Михаила Лабазова о картинах Кузьмы Петрова-Водкина. Сидя на подушках на полу Третьяковской галереи, малыши и тинейджеры размышляли о «Красном коне» и «Петроградских мадоннах» художника: то наивно, то обостренно точно, как умеют только дети. Одновременно на сцене струнный квартет учеников Детской музыкальной школы им. Танеева играл фантазию Александра Маноцкова на темы живописи Петрова-Водкина, будто нестройно и сбиваясь, но неуклонно продвигаясь к совершенству.

Вручила приз Ирина Прохорова — главный редактор издательства «Новое литературное обозрение», сооснователь благотворительного Фонда Михаила Прохорова и лауреат Премии The Art Newspaper Russia за 2015 год в номинации «Книга года». Получил статуэтку премии автор-составитель двухтомника галерист Ильдар Галеев, выразивший признательность всем, кто работал над книгой. В десятилетнем проекте, как уточнил он, участвовали 27 музеев и институций и 17 авторов.

Награду за лучшую реставрацию года вручал руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, заверивший, что ему особенно приятно передавать ее коллегам-реставраторам. Приз приняли реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Валерий Бровкин, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Виктор Коробов и хранитель нидерландской живописи XV–XVI веков отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Николай Зыков.

Номер, посвященный реставраторам и завершивший церемонию, заставил зал ахнуть. Казалось, что все погибло: Учитель покинул своего Ученика, банда вандалов с молотками и битами уничтожили пазл, который так долго собирали философствующие персонажи, разрушили дерево с зажженными героями премии огоньками, разорвали виртуальное полотно Рогира ван дер Вейдена. Но даже когда один из вандалов выбил стойку микрофона у певицы на сцене, волшебная ария не умолкла. И вот уже на прежнее место возвращается дерево с огнями, на экране появляется отреставрированное полотно, а за стол к бывшему Ученику, ставшему Учителем, садится совсем юный последователь.

Материалы по теме
Просмотры: 5567
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
10
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru