18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Тиссен-Борнемиса рискует лишиться коллекции Кармен Серверы

Более 400 работ из собрания баронессы покинут мадридский музей, если на этой неделе министр культуры Испании не предложит ей новые условия

Музей Тиссен-Борнемиса в Мадриде зашел в тупик. Тридцатого января истек срок действия соглашения о предоставлении ему в аренду коллекции 73-летней баронессы Кармен Серверы, вдовы промышленного магната барона Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса. Новый договор до сих пор не заключен. В подвешенном состоянии оказалось 429 работ, общая стоимость которых оценивается в €750 млн (в том числе произведения Клода Моне, Анри Матисса и Пабло Пикассо).

Сервера пригрозила вывезти свое собрание из страны, если новое соглашение не будет позволять ей передавать вещи на временные выставки в испанские музеи и за рубеж. Министр образования, спорта и культуры Испании Иньиго Мендес де Виго пообещал, что договоренность будет достигнута уже к концу недели.

Большинство работ, хранящихся в Музее Тиссен-Борнемиса в историческом дворце Вильяэрмоса, происходит из личной коллекции барона Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса. В 1993 году музей приобрел 775 предметов из нее, охватывающих период с XIII по XX век, за $350 млн.

В 1999 году к собранию барона добавилась собственная коллекция Серверы, которая заключила с музеем долгосрочный контракт на 11 лет. Когда истек срок его действия, баронесса безуспешно попыталась продать коллекцию государству, и с тех пор контракт продлевался ежегодно, пока в 2016 году не было заключено последнее полугодовое соглашение.

Кармен Сервера заявила, что хотела бы, чтобы ее коллекция продолжала демонстрироваться рядом с произведениями из собрания покойного мужа и что ее «искренним желанием остается сохранение коллекции в Испании». С расчетом на это в 2004 году музей во дворце Вильяэрмоса был значительно расширен, однако теперь баронесса настаивает на том, что продление соглашения зависит от договоренности о новых, более гибких условиях аренды произведений государством. Это решение она объяснила необходимостью думать о своем имуществе, поскольку у нее есть родной сын и удочеренные в 2007 году близнецы.

До сих пор у Кармен Серверы было право продать 10% от общей стоимости коллекции. Так, цена ушедшей за £22,4 млн на Christie’s в 2012 году работы Джона Констебла «Плотина» (1824) составила 5% от стоимости всего собрания. Теперь же баронесса хочет распоряжаться судьбой примерно 60 работ в год, чтобы «иметь возможность выставлять их в Испании и за границей».

В 2011 году Сервера открыла Музей Кармен Тиссен в Малаге во дворце Вильялон, где хранится 300 произведений испанских художников XIX века. Недавно баронесса объявила об открытии в марте еще одного Музея Кармен Тиссен — в княжестве Андорра, где она живет со своей семьей.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+