18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Все грани творческого простодушия

Наивное искусство давно перестало считаться маргинальным явлением, но серьезные масштабные проекты ему по-прежнему посвящают нечасто. На этот раз Московский музей современного искусства подготовил внушительную выставку из 500 работ c конца XIX до начала XXI века из собственного собрания, Музея русского лубка и наивного искусства, а также частных коллекций. Проект — часть Московского международного фестиваля «Фестнаив», который с 2004 года занимается популяризацией наива «как одного из самых глубоких и одновременно простых для восприятия явлений современного искусства». В экспозиции два раздела. В первом под названием «Простецы vs мудрецы» художники-любители встанут в один ряд с профессионалами, так или иначе испытавшими влияние наива. На примере последних зрителям покажут, как «признанное» искусство обращалось к аутсайдерскому, подпитываясь его образностью и языком.

Среди «мудрецов» — авангардисты Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Роберт Фальк, концептуалисты Сергей Ануфриев и Илья Кабаков, и даже основатель Новой академии Тимур Новиков. Рядом — работы наивных художников, то есть «простецов», получивших признание: хорвата Ивана Генералича, грузина Нико Пиросмани, француза Анри Руссо. Из отечественных самородков сюда включены Елена Волкова, Павел ­Леонов и Катя Медведева. Есть там и художники, которых невозможно с уверенностью отнести ни к «мудрецам», ни к «простецам». Как, например, Натта Конышева, формально профессиональный художник, но по духу близкий наиву. Старшему поколению примитивистов наследует вторая часть выставки — «Сотворение мира» с графикой, живописью и скульптурой современных наи­вистов из России и еще восьми стран ближнего и дальнего зарубежья. Их работы прошли конкурсный отбор в различных номина­циях.

Московский музей современного искусства
Наив, но и…
2 февраля – 1 мая

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+