The Art Newspaper Russia
Поиск

Забытую ученицу Репина показывают в Музее русского импрессионизма

Елена Киселева несправедливо выпала из истории русского искусства

Елена Киселева (1878–1974). Женщины на даче. Фрагмент. 1915 / ВОХМ ИМ . И.Н. КРАМСКОГО

Елена Киселева (1878–1974). Женщины на даче. Фрагмент. 1915 / ВОХМ ИМ . И.Н. КРАМСКОГО

Решение организовать персональную выставку Елены Киселевой (1878–1974), на первый взгляд, кажется неочевидным: блокбастера из нее не сделать, ее имя не на слуху у широкой публики. По словам директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой, в фондах Русского музея, откуда позаимствована часть работ, ей рассказали, что Киселеву у них не запрашивали почти 40 лет, после чего «стало ясно, что сделать выставку — вопрос справедливости». «Это такая сильная живопись, что ее малая известность трудно объяснима», — говорит Петрова.

Действительно, Елена Киселева имела все шансы войти в историю русского искусства: выпускница Императорской академии художеств, обучалась в мастерской Ильи Репина, стала первой женщиной, в 1907 году получившей заграничное пенсионерство, а в 1910 году стала первой женщиной, принятой в Общество архитекторов-художников. Писала в основном портреты, которые и составляют большинство работ на выставке. «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин», — признавалась Киселева. Забвению художницы немало способствовала эмиграция в Королевство сербов, хорватов и словенцев (будущую Югославию), куда она переехала с мужем в 1920 году. Об этом времени она писала: «Жизнь давно забрала меня всю целиком, и художницей я была как-то сбоку, в стороне. А главное, была очень сложная, трудная жизнь. А тут революция, война, беженство. В это трудное время у меня создалась новая семья, родился сын, — где уж тут было думать о художестве». После смерти сына в 1944 году она и вовсе перестала заниматься живописью. На выставке около 50 работ, собранных по всему миру, в том числе одна из ключевых — «Маруся» (1913), парижский портрет сестры некоего русского художника.

С нее в 1960-е в родном городе Киселевой, в Воронежском музее изобразительных искусств (ныне Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского), где хранится большая часть наследия художницы, началось изучение ее творчества. Есть в экспозиции и портрет, ранее считавшийся женским под названием «Портрет Санди Хилл». В ходе подготовки к выставке удалось выяснить, что на картине изображен шотландский художник Александр Стюарт-Хилл, с которым Киселева, скорее всего, познакомилась в Париже. Работы, которые не удалось привезти, тоже опубликуют в каталоге к выставке, подготовленном сотрудниками Музея русского импрессионизма и Воронежского художественного музея. 

Музей русского импрессионизма
Елена Киселева. Элегантный век
До 12 марта

Просмотры: 11277
Популярные материалы
1
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
2
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
3
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
4
Страсть и смерть: любимые надоедливые модели
Биография Константина Сомова подвергается дальнейшему исследованию.
21 февраля 2020
5
Археологи прибавили Туле 100 лет
С 21 февраля в Тульском кремле работает выставка археологических находок «Неизвестная Тула».
21 февраля 2020
6
Улица Альберта и вокруг: в сердце рижского модерна
Рига — уникальный город, где каждое третье здание построено в стиле модерн. Кварталы причудливых доходных домов начала XX века расположены совсем рядом со средневековым центром города.
21 февраля 2020
7
AES + F: безжалостные пророчества
Виртуозы digital art, визионеры-провидцы, обычно они ставят на самые мрачные сценарии. Татьяна Арзамасова и Лев Евзович рассказали о своем видении современного мира и глобальной мифологии.
26 февраля 2020
8
Харинг и Баскиа снова вместе
Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.
21 февраля 2020
9
Выставки месяца в Нидерландах
Диалог Караваджо и Бернини в Рейксмузеуме, невиданное постсоветское от фотографа-антрополога Бертьен ван Манен в Стеделейк и ХХ век афроамериканского искусства в Амерсфорте.
25 февраля 2020
10
Ностальгия по ГДР обретает материальность
На примере мозаики Жозепа Ренау можно увидеть, как меняется сегодня отношение к культурному наследию Восточной Германии.
25 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru