The Art Newspaper Russia
Поиск

Забытую ученицу Репина показывают в Музее русского импрессионизма

Елена Киселева несправедливо выпала из истории русского искусства

Елена Киселева (1878–1974). Женщины на даче. Фрагмент. 1915 / ВОХМ ИМ . И.Н. КРАМСКОГО

Елена Киселева (1878–1974). Женщины на даче. Фрагмент. 1915 / ВОХМ ИМ . И.Н. КРАМСКОГО

Решение организовать персональную выставку Елены Киселевой (1878–1974), на первый взгляд, кажется неочевидным: блокбастера из нее не сделать, ее имя не на слуху у широкой публики. По словам директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой, в фондах Русского музея, откуда позаимствована часть работ, ей рассказали, что Киселеву у них не запрашивали почти 40 лет, после чего «стало ясно, что сделать выставку — вопрос справедливости». «Это такая сильная живопись, что ее малая известность трудно объяснима», — говорит Петрова.

Действительно, Елена Киселева имела все шансы войти в историю русского искусства: выпускница Императорской академии художеств, обучалась в мастерской Ильи Репина, стала первой женщиной, в 1907 году получившей заграничное пенсионерство, а в 1910 году стала первой женщиной, принятой в Общество архитекторов-художников. Писала в основном портреты, которые и составляют большинство работ на выставке. «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин», — признавалась Киселева. Забвению художницы немало способствовала эмиграция в Королевство сербов, хорватов и словенцев (будущую Югославию), куда она переехала с мужем в 1920 году. Об этом времени она писала: «Жизнь давно забрала меня всю целиком, и художницей я была как-то сбоку, в стороне. А главное, была очень сложная, трудная жизнь. А тут революция, война, беженство. В это трудное время у меня создалась новая семья, родился сын, — где уж тут было думать о художестве». После смерти сына в 1944 году она и вовсе перестала заниматься живописью. На выставке около 50 работ, собранных по всему миру, в том числе одна из ключевых — «Маруся» (1913), парижский портрет сестры некоего русского художника.

С нее в 1960-е в родном городе Киселевой, в Воронежском музее изобразительных искусств (ныне Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского), где хранится большая часть наследия художницы, началось изучение ее творчества. Есть в экспозиции и портрет, ранее считавшийся женским под названием «Портрет Санди Хилл». В ходе подготовки к выставке удалось выяснить, что на картине изображен шотландский художник Александр Стюарт-Хилл, с которым Киселева, скорее всего, познакомилась в Париже. Работы, которые не удалось привезти, тоже опубликуют в каталоге к выставке, подготовленном сотрудниками Музея русского импрессионизма и Воронежского художественного музея. 

Музей русского импрессионизма
Елена Киселева. Элегантный век
До 12 марта

Просмотры: 9160
Популярные материалы
1
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
2
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
3
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
4
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
5
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
6
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
7
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru