The Art Newspaper Russia
Поиск

Театр начинается с архитектуры

Владимир Сомов. Проект Драматического театра в Новгороде. Интерьер фойе. 1974. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, акварель. 98,5х98,5 см. Предоставлено пресс-службой Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева

Владимир Сомов. Проект Драматического театра в Новгороде. Интерьер фойе. 1974. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, акварель. 98,5х98,5 см. Предоставлено пресс-службой Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева

Театр — одно из самых мимолетных искусств. Сложно представить себе, как выглядели спектакли времен Екатерины II или даже полувековой давности. На выставке «Мир — театр. Архитектура и сценография в России» можно увидеть декорации к спектаклям, давно канувшим в Лету, а также сценографию в связке с архитектурой. По мнению куратора выставки Александры Степиной, театр всегда был не только храмом Мельпомены и обителью муз, но и общественным институтом, отражающим социальное устройство общества. История русской театральной архитектуры с XVII по XX век представлена в макетах, декорациях, костюмах, архитектурных планах, зарисовках и фотографиях. Уже в «комедиальной храмине» Петра I, первом русском общественном театре, куда, заплатив, мог попасть любой, очевидно сословное неравенство: простые зрители должны были стоять позади партера.

Театр Елизаветы Петровны, превосходивший петровский в роскоши, был столь же куртуазен, как и ее двор. Помимо трона в партере и императорской ложи, в нем было предусмотрено и потайное место, откуда императрица могла смотреть спектакли. Планы, эскизы зданий и декорации театра в Зимнем дворце и Оперного дома на Царицыном лугу в Петербурге, построенных по проектам Бартоломео Франческо Растрелли, привезли из Эрмитажа и Музея истории Санкт-Петербурга.

При Екатерине II театр стал еще более помпезным. Большой театр, сооруженный Антонио Ринальди и Людвигом Тишбейном в Петербурге, был одним из крупнейших в Европе. Причем императрица сама участвовала в разработке проекта, определяя, в частности, сословное размещение зрителей. Театр Александра I, напротив, отражал его либеральное мировоззрение: Жан Франсуа Тома де Томон перестроил Большой театр, выделив императорскую ложу одним только центральным ее положением. В свою очередь, частные домашние театры — помещиков Шереметевых, Юсуповых и Апраксиных — удивительно камерны.

Театр эпохи модерна ориентировался на просвещенную буржуазию. Художники «Мира искусства» возродили культуру живописных декораций. В эскизах Александра Бенуа к спектаклям «Манон» и «Амфион» интерьеры и панорамные пейзажи были созданы средствами плоской картины. А архитекторы 1920-х проектировали театры как в новых формах, так и в классических. «Сталинский ампир» возобладал лишь к середине ­1930-х. Судя по конкурсу 1933 года на проект так и не построенного театра Всеволода Мейерхольда, часть архитекторов еще работали в стиле конструктивизма, к примеру Иван Голосов, в то время как другие полностью перешли к неоклассицизму. А в ­1960-е вместе с оттепелью появилась более демократичная модель архитектуры, новый рационализм подчинил себе и внешний облик зданий, и их интерьеры.

22.12 — 19.03
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Просмотры: 3586
Популярные материалы
1
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
2
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
3
Пушкинский музей уходит под землю на 16 метров
Завершено устройство подземной части нового Депозитарно-реставрационного и выставочного центра, главного здания будущего музейного квартала
21 октября 2019
4
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
5
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
6
Музей современного искусства Парижа изменил название и стал доступнее
После реконструкции здание музея в стиле ар-деко вернулось к первоначальному виду и наконец стало доступным для посетителей с ограниченными возможностями.
18 октября 2019
7
Глубины Кремля откроются его посетителям в 2020 году
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов рассказал о новом археологическом музее на заповедной территории.
16 октября 2019
8
Леонардо в Лувре — хорошо изученное старое
Главное событие осени, выставка Леонардо да Винчи в Лувре, приуроченная к 500-летию со дня смерти художника, будет отличаться от привычных больших монографических показов.
21 октября 2019
9
Выставка «Авангард. Список № 1» в Третьяковке реконструирует первый в мире музей авангарда
По архивным записям впервые воссоздана экспозиция Музея живописной культуры с произведениями художников-авангардистов: Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко.
22 октября 2019
10
Роман Должанский: «Начался интересный процесс — вхождение театра в современное искусство»
Арт-директор XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» рассказал, почему арт-публике будут интересны не только выставки, но и спектакли программы.
16 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru