The Art Newspaper Russia
Поиск

Театр начинается с архитектуры

Владимир Сомов. Проект Драматического театра в Новгороде. Интерьер фойе. 1974. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, акварель. 98,5х98,5 см. Предоставлено пресс-службой Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева

Владимир Сомов. Проект Драматического театра в Новгороде. Интерьер фойе. 1974. Бумага, карандаш, тушь, гуашь, акварель. 98,5х98,5 см. Предоставлено пресс-службой Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева

Театр — одно из самых мимолетных искусств. Сложно представить себе, как выглядели спектакли времен Екатерины II или даже полувековой давности. На выставке «Мир — театр. Архитектура и сценография в России» можно увидеть декорации к спектаклям, давно канувшим в Лету, а также сценографию в связке с архитектурой. По мнению куратора выставки Александры Степиной, театр всегда был не только храмом Мельпомены и обителью муз, но и общественным институтом, отражающим социальное устройство общества. История русской театральной архитектуры с XVII по XX век представлена в макетах, декорациях, костюмах, архитектурных планах, зарисовках и фотографиях. Уже в «комедиальной храмине» Петра I, первом русском общественном театре, куда, заплатив, мог попасть любой, очевидно сословное неравенство: простые зрители должны были стоять позади партера.

Театр Елизаветы Петровны, превосходивший петровский в роскоши, был столь же куртуазен, как и ее двор. Помимо трона в партере и императорской ложи, в нем было предусмотрено и потайное место, откуда императрица могла смотреть спектакли. Планы, эскизы зданий и декорации театра в Зимнем дворце и Оперного дома на Царицыном лугу в Петербурге, построенных по проектам Бартоломео Франческо Растрелли, привезли из Эрмитажа и Музея истории Санкт-Петербурга.

При Екатерине II театр стал еще более помпезным. Большой театр, сооруженный Антонио Ринальди и Людвигом Тишбейном в Петербурге, был одним из крупнейших в Европе. Причем императрица сама участвовала в разработке проекта, определяя, в частности, сословное размещение зрителей. Театр Александра I, напротив, отражал его либеральное мировоззрение: Жан Франсуа Тома де Томон перестроил Большой театр, выделив императорскую ложу одним только центральным ее положением. В свою очередь, частные домашние театры — помещиков Шереметевых, Юсуповых и Апраксиных — удивительно камерны.

Театр эпохи модерна ориентировался на просвещенную буржуазию. Художники «Мира искусства» возродили культуру живописных декораций. В эскизах Александра Бенуа к спектаклям «Манон» и «Амфион» интерьеры и панорамные пейзажи были созданы средствами плоской картины. А архитекторы 1920-х проектировали театры как в новых формах, так и в классических. «Сталинский ампир» возобладал лишь к середине ­1930-х. Судя по конкурсу 1933 года на проект так и не построенного театра Всеволода Мейерхольда, часть архитекторов еще работали в стиле конструктивизма, к примеру Иван Голосов, в то время как другие полностью перешли к неоклассицизму. А в ­1960-е вместе с оттепелью появилась более демократичная модель архитектуры, новый рационализм подчинил себе и внешний облик зданий, и их интерьеры.

22.12 — 19.03
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Просмотры: 2458
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
8
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Розанова — сомнительная и несомненная
Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru