18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Привязанный к солнцу

№49
Материал из газеты

Творчество придворного скульптора Франсуа Жирардона неотделимо от жизни Людовика XIV и от времен жестких классицистических канонов

Как и другие ведущие художники во времена, предшествовавшие Великой Французской революции, скульптор Франсуа Жирардон (1628–1715) провел большую часть своей профессиональной жизни на королевской службе. Судя по названию новой монографии, судьба Жирардона тесно связана с Людовиком XIV. Эти двое даже умерли в один день, 1 сентября 1715 года, с разницей в три часа, и прижизненная слава обоих была в значительной степени оспорена после их смерти.
Если в 1698 году Жермен Брис писал, что искусство скульптуры Жирардон довел до совершенства, сравнимого с величайшими достижениями Античности, то в 1750 году граф де Келюс уже сдерживал похвалу, намекая, что скульптор вряд ли был больше, нежели способным копиистом эскизов Шарля Лебрена, главного придворного живописца Людовика XIV. Книга Александра Мараля François Girardon (1628–1715): Le Sculpteur de Louis XIV («Франсуа Жирардон (1628–1715): скульптор Людовика XIV») является первой с 1928 года крупной монографией, посвященной этому художнику. Ее цель — остановить поток критики, начатой де Келюсом и превалирующей сегодня.

Существует два главных препятствия, мешающих адекватной оценке работ Жирардона. Первое — факт, что многие его скульптуры оказались уничтожены или изуродованы в период революции. Например, от огромной конной статуи Людовика XIV, стоявшей на Вандомской площади (Мараль описывает этот монумент как самую выдающуюся конную статую, когда-либо задуманную и созданную), осталось только два пальца и левая нога.

Вторая проблема, касающаяся, впрочем, практически всех французских скульпторов той эпохи, заключается в том, что от Жирардона требовалось усвоить отшлифованный годами единообразный стиль сдержанного классицизма, избегавший примет индивидуальной манеры. Среди сохранившихся работ Жирардона лишь пара бронзовых ваз из Коллекции Уоллеса с рельефами, вылепленными с поразительной живостью, дает возможность почувствовать подлинную руку автора.

В отличие от многих, Мараль, куратор скульптурной коллекции Версальского дворца, получил возможность максимально приблизиться к Жирардону и его творчеству. И ему удается убедительно показать, что художественные достижения этого влиятельного во Франции конца XVII — начала XVIII века автора были более разнообразными и значительными, чем считается ныне.

Сын литейщика родом из Труа, Жирардон начал карьеру с изготовления гипсовых украшений для дворцов. Даже в эти ранние годы его работам (потолок галереи Аполлона в Лувре) присуща смелость и новизна, выделявшие их среди неуклюжих потуг других мастеров — трудившихся бок о бок с ним братьев Марси или Тома Реньодена. В скором времени Жирардон перебрался в Версаль, где провел более четверти века и создал несколько величайших своих шедевров: многофигурную группу «Аполлон и нимфы», угрюмую скульптуру «Зима» и великолепное «Похищение Прозерпины».

В отличие от Лебрена, который был «первым живописцем короля», Жирардон никогда не удостаивался титула «первого скульптора», пусть и исполнял именно эту роль — руководил скульптурным украшением Версаля, готовя эскизы и надзирая за процессом. Он прекрасно ладил с Лебреном, которого Мараль описывает отнюдь не всемогущим диктатором. В 1700 году стараниями архитектора Жюля Ардуена-Мансара, продвигавшего скульптора Антуана Куазво, Жирардон был почти отстранен от дел.

У Мараля получилось подробнейшее исследование, где каждый факт жизни скульптора и истории его работ переходит в анализ достоинств его искусства. В центре внимания, разумеется, деятельность Жирардона в Версале, а также иных местах, включая его весомый вклад в создание фигур для купола собора Дома инвалидов. Также есть главы, рассматривающие особенности отдельных скульптур: портретов Людовика XIV и других персон, скульптур на религиозную тематику и надгробных памятников. В портретных бюстах Жирардон чувствовал себя свободнее, то же можно сказать и о его религиозных композициях (кое-что из их числа сей набожный муж даже передал своему родному городу Труа). Также к наиболее удачным произведениям можно отнести отдельные фрагменты надгробий его работы: к примеру, две фигуры скорбящих женщин на гробнице кардинала Ришелье в церкви Сорбонны.

Хотя сам Жирардон и не отливал скульптуры в бронзе, он, сын литейщика, был знаком с технологией, интересовался процессом отливки и последующей отделки своих бронзовых фигур. Мараль почти не уделяет внимания бронзовой скульптуре Жирардона — именно этим работам посвящена серьезная часть приложения, очерка Франсуазы де ла Мурейр.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+