The Art Newspaper Russia
Поиск

Юбилейная X Премия Кандинского: как это было

Одну из главных в стране художественных наград вручили аскетично — как и в прошлом году

Фото: архив The Art Newspaper Russia

Фото: архив The Art Newspaper Russia

Торжественная церемония традиционно прошла в бывшем кинотеатре «Ударник», гости разместились в фойе по соседству с выставкой работ и книг, вошедших в шорт-лист. Приветственную речь произносил учредитель премии, меценат и коллекционер Шалва Бреус. Он отметил, что итоги подводить пока рано, и отдельно подчеркнул важность принципа самовыдвижения номинантов, сокращающего дистанцию между художником и наградой. Среди особенностей премии он назвал наличие «плавающей номинации», которую меняют в зависимости от того, какое направление в искусстве нуждается в большей поддержке. Раньше это была номинация «Проект года. Media art», теперь ее место заняла «Научная работа. Теория и история современного искусства», а в будущем может появиться что-то еще. Свое выступление Шалва Бреус завершил напоминанием о важности кооперации, которую он проиллюстрировал примером церемонии 2013 года. Тогда гостей в зале на втором этаже накрыли огромным белым полотнищем, выбраться из-под которого можно было только всем вместе. «Мне кажется, крайне важно, не поступившись своей личной свободой, организовываться с миром вокруг нас, вне зависимости от пола, возраста, эстетических пристрастий. Только в этом случае мы сможем выбраться из-под накрывшей нас ткани на свет божий. И пусть при этом кипят страсти», — сказал он.

Первым премию вручали победителю в самой молодой номинации — «Научная работа. Теория и история современного искусства», награда в которой — издание труда на русском или английском языке. Победила в ней книга Виктора Мизиано «Виноградов и Дубосарский», посвященная творчеству художественного дуэта и, по словам автора, собранная из «текстов, написанных на протяжении многих лет, что я лично прожил с этими художниками рядом». Вручала награду Екатерина Бобринская, заведующая отделом русского искусства Нового и Новейшего времени Государственного института искусствознания, указавшая на сложность ситуации, в которой работает исследователь современного искусства, он «находится в состоянии абсолютной турбулентности, ему не на что опираться — это самая рискованная часть профессии искусствоведа». Сам победитель заявил, что испытывает смешанные чувства, потому что «последние 15 лет дня не прожил без того, чтобы не ругать премии», но в то же время «был бы лицемером, если бы не признал, что я очень люблю их получать». Впрочем, отметил он и важность номинации в области научных исследований.

В комментарии нашей газете Виктор Мизиано пояснил свою позицию: «Раньше в Премии Кандинского мне не нравилась ставка на успех, на зрелищное мероприятие и вера в то, что некий рейтинг звезд может вывести русское искусство к мировой славе, к расцвету. На самом деле все намного сложнее, и жизнь и искусство связаны в большей степени с идеей, с интеллектуальным напряжением, с очень многими вещами, которые упаковать в премию невозможно. Но, чем больше она будет тянуться к этим вещам через книгоиздательство, через фонд BREUS, через поощрение исследовательских работ, тем больше институт премии будет приближаться к какой-то современной институции».

Следующей вручали награду в номинации «Молодой художник. Проект года», где победила работа «Без названия — 2» Супер Таус — героического альтер эго художницы Таус Махачевой. В рамках проекта Супер Таус искала подходящее место для памятника Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой — смотрительницам, своими силами предотвратившим похищение картины Александра Родченко из дагестанского музея. Эрик Булатов, вручивший премию молодой художнице, пожелал ей «пройти весь свой путь достойно до самого конца». Супер Таус поблагодарила всех причастных к премии и созданию ее работы и заявила о важности отклика на художественную деятельность.

«Это какая-то жизненная практика, что я захотела поставить памятник смотрительницам, спасшим полотно Родченко, — добавила она в комментарии TANR. — Мне кажется, это такое узнавание их усилий в том числе. Творческих планов у меня нет, я собираюсь вернуться домой, продолжить работу в детском садике. Деньги (награда в этой номинации составляет 450 тыс. руб. — TANR) потрачу на ремонт дома в горах. Как обычно: дети, муж, скотина. Если Таус Махачева попросит подменить себя на каких-то выставках, я, может, и поучаствую, но пока нет. Пока у супергероя планы на жизнь».

Последним награждали «Проект года», им стала выставка Андрея Кузькина «Право на жизнь», где художник собрал все ранее созданные им произведения в виде фото- и видеодокументации. «В „Праве на жизнь“ есть несколько смыслов, — рассказал нам лауреат. — Первый, естественно, общечеловеческий. А второй: имеет ли право на жизнь такой род искусства в наше время, в нашей стране, в сообществе? Это вопрос. Наверное, если дали премию, значит, имеет».

Директор Государственного музея современного искусства в Салониках (Салоники, Греция) Мария Цанцаноглу, вручавшая премию, подчеркнула, что на этот раз выбор победителя для жюри был сложнее, чем в последние годы, во многом потому, что в конкурсе участвовало много молодых художников. Победитель, помимо организаторов и жюри премии, а также всех участвовавших в создании его проекта, в лучших традициях поблагодарил родителей, прививших ему представления о том, что «жизнь и искусство слиты воедино».

Награда в номинации составляет 1,8 млн руб. «Деньги, конечно, пригодятся, — сообщил нам художник. — Я живу на 25 тыс. руб. в месяц, это довольно мало, и этого не хватает, чтобы производить искусство. Деньги уйдут на следующие работы. Все вбухивать в один проект в моем случае неразумно, я буду искать спонсоров для больших проектов. На большой проект нужен примерно 1 млн руб., и я не готов премиальные деньги вкладывать в него. Я сейчас сделал нематериальную выставку, а теперь хотел бы сделать материальную: собрать все работы из хлеба за все время и сделать одну большую инсталляцию, добавить несколько новых работ и устроить большую полноценную выставку скульптуры из хлеба. Продолжается проект „Явление природы“: проведено 47 акций, а надо было 99».

Материалы по теме
Просмотры: 1741
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Марина Лошак: «Я себя чувствую больше художником, чем менеджером»
Пять лет назад Марина Лошак пришла в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Сегодня в интервью TANR она рассказала о трансформации музея, новой коллекции, рецепте успешной выставки и о том, почему не стоит засиживаться в кресле директора.
22 июня 2018
4
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
5
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
6
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
7
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
8
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
9
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
10
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru