The Art Newspaper Russia
Поиск

Из трех источников

Открытие большой выставки «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день» в отреставрированном петербургском Манеже удачно встроилось в программу V Санкт-Петербургского международного культурного форума, где Греция стала страной-гостем

«Genii Loci (Гений места). Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

«Genii Loci (Гений места). Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Поначалу «Гений места» должен был открыться летом 2016 года сразу вслед за проектом «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное» и продолжить дискуссию, для чего городу нужен Манеж. После капитального ремонта шедевр Кваренги избавили от тяжеловесных лестниц и тотальной отделки полированной мраморной плиткой из советского метро. Модерновый вид зала, напоминающий white cube, сразу насторожил художников-традиционалистов: боялись, что их не пустят. Выставка «Гений места» вместе с простыми фотопроектами должна была успокоить пугливых авторов и сочувствующую им публику, но подготовка затянулась, и острота вопроса пропала. Тем более что Манеж анонсировал на 2017 год мегавыставку, посвященную 85-летию Союза художников.

Греки привезли около 150 произведений из трех крупнейших музеев. Это Национальная картинная галерея — Музей Александроса Сутзоса (Афины), Национальный музей современного искусства (Афины) и Государственный музей современного искусства (Салоники). К ним добавилось несколько произведений из галерей и от авторов.

Над проектом работала большая команда кураторов во главе с директорами музеев. «Гений места» построен на трех китах: диалог художников с традицией, сначала античной, а потом модернистской; отказ от традиции, например в работах представителей arte povera; отказ от самой парадигмы «традиционное — новое» в творчестве художников, активно работающих в последние десятилетия. Очень условно кураторы разделили участников выставки на три группы — художников 1930-х, 1960-х годов и новое поколение постмодернистской эпохи. Последняя маркирована как смерть идеологий (Лиотар), промышленного общества (Белл), настоящего (Бодрийяр), автора (Барт), человека (Фуко).

Хедлайнером традиционного стал Фотис Контоглу, беженец из Малой Азии, учившийся в Париже. Его картина «Греция трех миров» напоминает про античные колонны, византийскую мозаику и коллажи отцов-основателей модернизма.

Разумеется, среди шестидесятников вернисажная публика искала Янниса Кунеллиса — единственное известное ей имя из всей греческой обоймы. Классик arte povera представлен небольшим объектом «Без названия» с линейкой и парафиновой лампой. Гости со стажем нашли на выставке и работу про «черных полковников» — это картина «Июль 1967» Димостениса Коккинидиса, где изображения военных напоминают экспрессионизм петербургских «новых художников» из ранней группы Тимура Новикова.

За постмодернизм отвечает инсталляция Йоргоса Лаппаса Mappemonde. В богатом трехъязычном (русский, греческий, английский) каталоге художник настаивает на французском названии. «Карта мира» создана из танцующих и воюющих человечков, она отражает «всю историю и географию человечества». Ни больше ни меньше.

В самом дальнем углу Манежа нашлось место для 15-минутного видео Марии Пападимитриу «Зачем смотреть на зверя», показанного на 57-й Венецианской биеннале. История жизни рабочего с меховой фабрики, расположенной на границе Греции и Хорватии, оказалась интереснее и трогательнее артистической глобализации.

Просмотры: 3199
Популярные материалы
1
Эрмитаж призывают беречь детей от обнаженных статуй
Это не первый случай, когда посетителей российских музеев и галерей возмущают произведения в жанре ню. Пиотровский ответил недовольным.
08 апреля 2021
2
Драгоценный космос: Надя Леже в Музеях Кремля
В честь юбилея полета Юрия Гагарина Музеи Московского Кремля впервые представляют авангардную коллекцию украшений Нади Леже, созданную полвека назад и посвященную первому космонавту.
09 апреля 2021
3
Джо Викери обещает навести культурные мосты между Россией и миром
Эксперт по русскому искусству Джо Викери рассказала о своей миссии в агентстве Vickery Art и на посту главного редактора Russian Art Focus.
08 апреля 2021
4
Космический мир Марины Федоровой
Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье».
12 апреля 2021
5
У Лувра может смениться глава
Над президентом крупнейшего музея Франции Жан-Люком Мартинесом, контракт которого заканчивается, сгущаются тучи.
07 апреля 2021
6
Коллекция Центра Помпиду отправится на гастроли, пока тот будет закрыт на ремонт
Турне крупнейшего в Европе собрания модернизма и современного искусства, насчитывающего 120 тыс. работ, позволит кураторам сохранить свои рабочие места.
06 апреля 2021
7
12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло
Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке.
07 апреля 2021
8
18 супов восхитили Марину Абрамович
Их рецепты опубликованы в книге «18 супов. Доктор Нонна Бреннер».
08 апреля 2021
9
«Женщина, сидящая у окна» Пикассо выставлена на торги Christie’s за $55 млн
В прошлый раз произведение 1932 года было продано в 2013 году по нижнему эстимейту за $44,8 млн.
08 апреля 2021
10
Бывший доходный дом на Зубовском бульваре начали заселять тенями писателей
Выставкой о Мандельштаме в Москве открылся Музей истории литературы ХХ века.
07 апреля 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru