The Art Newspaper Russia
Поиск

Ошибка Акакия Акакиевича

На выставке «Музейный детектив» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости (Музей истории Санкт-Петербурга) показывают примеры нестандартных атрибуций. Самая интересная связана с портретом кисти Ивана Крамского

Выставка «Музейный детектив» в филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) состоит из 24 экспонатов: картин, графических листов, произведений прикладного искусства и бытовых предметов. По каждому проведена исследовательская работа научных сотрудников и хранителей. Процесс установления авторства, изображенного места, а иногда и назначения того или иного предмета музейщики сравнили с работой детективов.

Главным экспонатом стал портрет великого князя Владимира Александровича, написанный Иваном Крамским в 1885 году по заказу государственного секретаря Александра Половцева для собственного собрания. В истории обретения имени автора портрета замешана судьба его нынешнего владельца, точнее, его предшественников.

Музей истории Санкт-Петербурга считает датой своего основания 1908 год, когда художник и критик Александр Бенуа и его товарищи, обеспокоенные варварской капиталистической застройкой российской столицы, создали Музей старого Петербурга. Собирали среди прочего архитектурные детали домов, шедших под снос. Кстати, нынешние активисты сохранения наследия используют тексты Бенуа: поправки на время не требуются.

После революции в Аничковом дворце был создан музей урбанистики, названный Музеем города. В него вошло как собранное Бенуа, так и национализированное прикладное искусство из дворянских особняков и императорского дворца. В 1928 году Музей города закрыли, искусство распродали через Всероссийский экспортный фонд. Он стал первым в Ленинграде репрессированным музеем, на 20 лет раньше Музея блокады. Иногда в ГМИ СПб звонят, предлагают купить вещи с его старыми клеймами.

К счастью, сохранилась архитектурная графика, например гравюры Пиранези. Этот фонд стал основой Музея истории и развития Ленинграда, созданного в 1938 году. Но только на рубеже 1950–1960-х годов его собрание получило половину Петропавловской крепости. Быстрыми, насколько было возможно в то время, темпами музей начал восстанавливать историческую и бытовую коллекции. Именно тогда из Эрмитажа поступил, как не особо ценный, портрет великого князя Владимира Александровича кисти неизвестного художника. Не будь потребности в пополнении фондов музея истории города, еще неизвестно, стал бы кто-либо им интересоваться.

Несколько лет назад сотрудники ГМИ СПб обратили внимание, что среди старых открыток, изданных Общиной Святой Евгении, есть репродукция похожего портрета с указанием автора и местонахождения: «Иван Крамской, Романовская галерея Зимнего дворца». Художник обычно подписывал свои работы, но бывали исключения.

Из воспоминаний Половцева известно, что великий князь позировал Крамскому. Известно также, что в 1910 году наследники Половцева передали в Эрмитаж его коллекции. Дальнейшая цепочка перемещений портрета могла выглядеть так: после революции он попал в Музейный фонд, оттуда ненадолго в Русский музей, потом снова в Эрмитаж.

Выпадало одно важное логическое звено: забытой оказалась картина Крамского, а вернуться мог и другой портрет, пусть и очень похожий. Конечно, проводились технологические экспертизы, но требовалось документальное доказательство. На подрамнике портрета стоит нынешний инвентарный номер ГМИ СПб, два номера с литерами «ГЭ» и еще один — «7209», сделанный черной краской по холсту, без литер. Именно за него и зацепились. После долгих поисков в недрах Эрмитажа и сопоставления разных инвентарных книг была обнаружена ошибка переписчика, сделанная предположительно в 1890-е годы. В одной книге против цифр 7209 указано имя Крамского, а в следующей книге его нет.

Мелкий клерк Акакий Акакиевич, знаменитый персонаж гоголевской «Шинели», был мастером копирования. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…» Однако и мастера допускают ошибки. 

Просмотры: 986
Популярные материалы
1
Самые ожидаемые выставки 2017 года в мире
Абу-Даби, Берлин, Венеция, Лондон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Сан-Франциско — чем удивят зрителей ведущие музеи мира.
19 января 2017
2
Московская биеннале современного искусства возвращается в Манеж
Куратором основного проекта, который пройдет в ЦВЗ «Манеж», станет Юко Хасегава, а темой биеннале, которая откроется 15 сентября, — «Заоблачные леса».
23 января 2017
3
Объявлены художники павильона России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства
Комиссар павильона России Семен Михайловский объявил, что представлять отечественное искусство в этом году будут Гриша Брускин, Саша Пирогова и дуэт Recycle. Темой российского павильона станет «театр жизни и смерти»
21 января 2017
4
Топ-10 музейных приобретений 2016 года
В прошлом году новые экспонаты музеи получали в дар, покупали за собственные деньги, а также прибегали к краудфандингу, чтобы собрать с миру по нитке на пополнение коллекций.
17 января 2017
5
Кафтан — современник Петра I обрел вторую жизнь
В Эрмитаже завершилась реставрация предметов одежды, поднятых со дна Балтийского моря во время археологических исследований торгового судна, затонувшего в Выборгском заливе в 1724 году.
20 января 2017
6
Новым директором Тейт станет Мария Бэлшоу
Бывший руководитель двух манчестерских художественных музеев займет директорское кресло в Тейт с 1 июня, сменив на этом посту сэра Николаса Сероту.
17 января 2017
7
Что случилось в мире искусства 19 января
Подробности передачи Исаакиевского собора РПЦ, будущее Музея современного искусства Антверпена, лекции фестиваля «Оттепель», защита Испанской лестницы в Риме и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
19 января 2017
8
Ученые Петербурга против передачи РПЦ Исаакиевского собора
Санкт-Петербургский союз ученых заявил, что передача РПЦ памятника истории, культуры и архитектуры — Исаакиевского собора противоречит Конституции и нанесет ущерб научной деятельности музея.
18 января 2017
9
Что случилось в мире искусства 18 января
Запрет митинга против передачи Исаакиевского собора РПЦ, очередная подделка, выявленная Sotheby’s, обжалование решения суда по cкифскому золоту, отжимания на алтаре и другие новости дня — в нашем вечернем обзоре.
18 января 2017
10
Три выставки недели
Французский фотограф Филипп Шансель в Мультимедиа Арт Музее, метаморфозы отечественного портрета за 100 лет на ВДНХ, мастер городских видов XIX века Василий Садовников в Музее истории Санкт-Петербурга.
20 января 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru