The Art Newspaper Russia
Поиск

Эрмитаж облачается в платье от Мариано Фортуни и его фабрики

Первая в России ретроспектива одного из законодателей стиля ХХ века

Творческая биография Мариано Фортуни (1871–1949) поражает разнообразием направлений и видов искусства, в которых проявился его талант. Даже для Belle Epoque, когда господствовал стиль модерн с его идеей синтеза искусств, такая разносторонность была редкостью. Модельер, дизайнер, сценограф, но и основатель фабрики тканей в Венеции, до сих пор носящей его имя.Сын известного в Испании художника-ориенталиста Мариано Фортуни-и-Марсала (1838–1874), он унаследовал от отца не только дар живописца, но и страсть к истории искусства.

Родители Фортуни собирали испано-мавританскую керамику, старинное оружие, персидские ковры, восточную чеканку и ткани.

Их увлечение стариной и Востоком не могло не оказать влияния на молодого Мариано. В конце ­1890-х он всерьез занялся набойкой тканей и изобрел свои технологии окрашивания текстиля и печати по ткани, где воспроизводил глубину и цвет старинных материалов. В начале 1900-х  дизайнер создал целую коллекцию парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV–XV веков. В Венеции до сих пор работает фабрика Фортуни, выпускающая ткани, в том числе по его эскизам и технологиям.

От производства тканей Фортуни перешел к созданию моделей одежды, сшитой из тканей собственной фабрики. В Венеции же он открыл свой  дом моды, клиентками которого были тогдашние звезды, в том числе танцовщица Айседора Дункан и актриса Сара Бернар. Они же популяризировали придуманный Фортуни фасон платьев в античном стиле. Специально для этого мастер разработал и запатентовал свой способ плиссировки шелка, позднее названный «плиссировкой Фортуни». Еще одним направлением деятельности Фортуни было создание абажуров из шелка — для этой цели он открыл вторую фабрику, которая действовала до конца 1920-х.

Понятно, что выставка в Эрмитаже не может объять необъятное, но представит главное: там будут авторские платья и ткани Фортуни, а также современная продукция его фабрики. Большинство экспонатов приедет в Санкт-Петербург из музеев Венеции, будут там вещи и из частных собраний. А еще ее украсит хранящаяся в Эрмитаже испано-мавританская ваза с золотым люстром, датируемая второй половиной XIV века, из коллекции семьи Фортуни. Ее приобрел один парижский антиквар, а в 1885 году в составе его большой коллекции она поступила в музей. Выставка обещает быть более чем зрелищной, поскольку, по замыслу ее куратора Татьяны Лехович, наследие художника будет выставлено вместе с итальянскими средневековыми и ренессансными тканями, античной скульптурой и восточной керамикой из собрания Эрмитажа.

06.12 — 26.02
Государственный Эрмитаж. Главный музейный комплекс
Просмотры: 6121
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru